Анализируя сюжет Дурак и береза, Ю.И. Юдин отмечает, что …

Рубрика : Сказки Псковской области

Мотив «дурацкой торговли» служит для фольклористов иллюстрацией классической глупости. Е.М. Мелетинский считает, что в подобных сюжетах пародируются отжившие религиозные представления и мифические мотивы: «уже в чисто анекдотическом сюжете о дураке и березе есть некоторая двойственность.

Хотя совершенно ясно, что дурачок по глупости принимает скрип ветвей березы за разговор, тем не менее он находит в дупле клад. Подобные сказки дают двойственное освещение типу глупца. Он глуп, как и в других анекдотах, но ему везет, ему благоприятствует судьба»S3 Для В.Я. Проппа этот мотив послужил иллюстрацией к следующему тезису: «часто бывает, что дурак достигает большой удачи. Но если в волшебных сказках эта удача вызвана внутренними достоинствами мнимого дурака, то здесь она достигается совершенно случайно и неожиданно» S4

Анализируя сюжет Дурак и береза, Ю.И. Юдин отмечает, что «в сказке нет следов, позволяющих говорить о березе как о загробном дереве» ss Нам это утверждение кажется спорным: такие следы есть. Обратимся к тексту. Дурак торгуется с березой. Зацепил быка веревкой за рога и повел. Случилось ему идти лесом, а в лесу стояла старая береза: ветер подует, береза заскрипит. «Почто береза скрипит? — думает дурак. — Уж не торгует ли моего быка?Ну, -говорит, — коли хочешь покупать, так покупай». Береза ему ничего не отвечает, только скрипит. «Изволь, я подожду денег до завтрего!» Привязал быка. И на другой день поутру дурак приходит в лес — стоит береза, а быка нет — волки съели. «Ну, земляк, подавай деньги, ты сам обещал, что сегодня заплатишь» [Денег нет, дурак рубит березу и в дупле обнаруживает котел с золотом.] (Афанасьев, 402).

Есть вариант сказки о «дурацкой торговле», где дурак общается не с березой, а непосредственно с умершей матерью. Сопоставим текст с предыдущим фрагментом: После матери братьям досталось каждому по корове. Иван-дурак взял свою корову и повел в лес к тому месту, где была схоронена мать. Привел и говорит: «Мать, нужно тебе корову?» — «Нужно, -говорит мать, — привязывай, за деньгами завтра придешь».

.. .Иван-дурак поехал с коробом за деньгами и стал просить у матери денег. Мать сказала ему, чтобы он выворотил пень и греб оттуда деньги. Иван нагреб целый короб и поехал домой. (Смирнова, 306)

Как видим, разговор с умершей матерью в деталях совпадает с разговором с березой: и мать, и береза забирают (покупают) быка, просят прийти за деньгами на следующий день, потом дают деньги. Два персонажа (мать и береза) схожи по функции и, значит, взаимозаменяемы. Т.е., береза-загробное дерево, и оно растет на могиле матери. Это посмертное воплощение матери.

Сказка дает мало материала о том, что дурак сам решает продать быка (Никифоров, 5), обычно его посылают сделать это старшие братья: Однажды послали Ваню продавать быка (Фридрих, 121). Дурак идет, как мы установили, на могилу. Сопоставим данные бытовой сказки с известным сюжетом волшебной сказки Сивка-Бурка (СУС 530А). Вот интересный для нас вариант: [Сыновья должны ходить по очереди на могилу отца, но старшие просят (посылают) дурака выполнить эту обязанность вместо них]:

— Ступай, — говорит [старший брат], — Ванюша, ты, я тебе на кафтан куплю за это. Я боюсь идти, а ты смелой, иди караулить (Соколова, 33).

Младший брат не боится контакта с покойниками, так как такой контакт — его обязанность (он, как мы видели раньше, -хранитель очага и культа предков). Если экспозиция сказки (например, сцдение на печи) является отражением самого факта связи дурака с культом предков, то сюжет Дурак и береза, как нам представляется, отражает конкретную ритуальную обязанность героя-глупца в связи с культом предков: жертвоприношение на могиле покойных родителей.

Итак, анализ алогизмов, свойственных сюжету Дурак и береза («дурацкие действия», в результате которых погибает мать дурака: копание ямы перед порогом жилища, установка капканов и сооружение петли для ловли зайцев в самых неподходящих для этого местах, продажа быка березе), выявляет генетическую связь этих алогизмов с культом предков и представлениями о загробном дереве, с архаичными способами захоронения и древним обычаем убивать стариков по достижении ими определенного возраста.


В дополнение к этой статье, советую прочитать:
  • Попробуем высказать некоторые предположения о генезисе
  • Рассмотрим сюжеты Дурак и береза (СУС 1643) и Набитый дурак (СУС 1696).
  • ПРО ИВАНА ДУРАКА…Слепой и глухой…ЦЫГАН И МУЖИК
  • Сказочный компонент в мифологическом повествовании
  • ДУРАК И БЕРЕЗА анализ