Боевыеранушки, кровавые

Рубрика : Сказки Псковской области

Возьмем текст, который содержит пейзажную картину, построенную на приеме, уже знакомом ребятам по сказкам.

Фольклористы называют его приемом ступенчатого сужения образа. Естественно, самого термина ребята не знают. Сопоставление со сказкой можно подготовить таким образом. Учитель говорит: «Прежде, чем мы перейдем к следующей песне, вернемся к сказке. Дается такое задание: «Я начну фразу, а вы продолжите, думаю, знакомый вам текст». Учитель начинает: «На море на океане, на острове Буяне…» Продолжение может быть, например, таким: На море на океане, на острове Буяне стоит дуб, на том дубе — сундук, в том сундуке — заяц, в том зайце… и т. п. («Кощей Бессмертный»). Или таким: На море на океане, на острове Буяне стоит столб точеный, под ним бык печеный, а в нем нож точеный. Садись, режь, сказку слушай да ешь (присказка). В обоих случаях картина, начинаясь с самого широкого плана, с самого широкого по объему образа («море-океан»), постепенно сужаясь, заканчивается самым «узким», сосредоточивая на нем все внимание.

Что дает такой прием? В первом случае подчеркивает необычность и сложность задачи, стоящей перед Иваном-царевичем: добыть Кощееву смерть. В присказке, начавшейся с такой широкой и сказочной картины, она, постепенно сужаясь (как в кинематографе), сосредоточивается на ноже, который от этого вдруг кажется таким реальным, что только протянуть руку, да и разобраться на досуге с жареным быком, пока сказка сказывается. А в результате вся присказка окрашена юмором, настраивает слушателя на веселый лад и на то, что сказка -складка, т. е. вымысел.

А теперь от сказки и веселой присказки снова к грустной песне. И все-таки нет ли между грустной песней и смешной присказкой общего? Послушайте отрывок из песни о смертельно раненом солдате: Далече, далече, во чистом поле,

Боевыеранушки, кровавые.

Учащиеся заметят сходство в композиции присказки и этого отрывка. Следующий вепрос — о различии. Картина начинается с самого широкого плана: поле чистое, потом дубровушка, потом золотой курган. Очевидно, уже сгустились сумерки, и вершина кургана освещена тем самым «огничком»-кооц)оъл, возле которого лежит смертельно раненый солдат. Кстати, почему не костер, а огничек? Огничек — одинокая звездочка, тоскливо мерцающая в этом просторе: Далече, далече во чистом поле. Повтор далече, далече и этот образ, огничек, вызывают щемящее чувство тревоги. Повторы в лирической песне эмоциональны. (Чтобы в этом убедиться, пусть ребята уберут «лишнее» слово: фраза сразу приобретет холодную ровность.) В конце картины появляется (и на этом сосредоточивается вйимание) герой песни, безымянный добрый молодец, воин, который умирает от ран и которому так сочувствует песня. От пейзажа, создающего настроение, к герою — эта особенность лирической песни в приеме ступенчатого сужения образа наиболее обнажена. Текст, таким образом, дает возможность наряду с сообщением новых сведений об особенностях народной песни закрепить у ребят полученные на предшествующем этапе знания.

Обратим внимание учащихся на уже знакомый им по былине вид повтора — песенный стык (в начале последующего стиха повторяются последние слова предшествующего стиха): Припекает свои ранушки боевые.

Боевые ранушки. кровавые.

Песенный стык, эпитеты, инверсия сосредоточивают сочувственное внимание слушателя на образе смертельно

раненного воина. Укажем на обилие слов с уменьшительноласкательными суффиксами. Как и в былине, они выражают любовь к герою и придают особую ласковость, задушевность песне.

Обобщим наблюдения над ролью пейзажа в лирической песне (Итак, какую же роль выполняет пейзаж в лирической песне?) и перейдем к такой особенности песенной художественной системы, как поэтический параллелизм.


В дополнение к этой статье, советую прочитать:
  • От сказки и веселой присказки снова к грустной песне
  • Вселилась кручина в ретиво сердце
  • Пейзаж намекает на содержание песни
  • Звери и птицы разговаривают друг с другом
  • Из былины в былину