Богатый опыт миссионерской работы в Латвийской республике

Рубрика : Островский край.

Немцы долго не соглашались на организацию миссии, наконец, с явным нежеланием позволили пятнадцати священникам выехать в Псков. Возможно, они были убеждены, что прибалтийские духовники не найдут контакта с местным населением. Митрополит Сергий предписал группе священников помоложе без каких бы то ни было предварительных согласований, в порядке церковного послушания, выехать в Псков. Не отказался никто, каждый выполнял свой пастырский долг — самоотверженно, не щадя своих сил, здоровья, а порой и самой своей жизни. Каждого переполняло чувство глубокого сострадания и сочувствия к бедствующему русскому народу. Явный успех первой группы привел к тому, что вскоре стали прибывать новые группы миссионеров. Неохватность открывшегося поля деятельности потребовала того, чтобы в 1942 г. в Вильно была открыта Духовная семинария для подготовки кадров для миссионерской деятельности в России. Осенью 1942 г. в миссии служило уже 77 пастырей, обслркивавших 200 приходов, в январе 1944 г. — 175 священников. Но всё равно это не могло покрыть всех потребностей.
Россия за два десятилетия террора и воинствующего безбожия в духовном отношении была буквально опустошена. Годами здесь не звучало Слово Божие, не совершались богослужения. Приехавший на Псковщину о. Алексий Ионов вспоминает: «Некогда прекрасные храмы были разрушены, поруганы, превращены в склады, мастерские, танцевальные клубы, кино и архивы. Репрессированное духовенство в основной своей массе погибло в концлагерях». На всей Псковщине к началу войны оставались действующими не более двух кладбищенских церквей: в Пскове и Гдове.
Сперва миссию возглавил прот. Сергий Ефимов, который был освобожден из Островской тюрьмы после оставления города советскими войсками, где он дожидался своей участи, будучи арестован органами НКВД 23.06.1941 как священнослужитель из Пыталово. Имея богатый опыт миссионерской работы в Латвийской республике, он начал возрождать богослужение на Псковщине практически сразу после своего освобождения, не дожидаясь официального создания миссии. Так едва ли не первым из возрожденных им храмов стал Елинский храм Островского района, заново освященный уже 14 августа. Позже о. Сергий подвергся притеснениям со стороны СД. В конце ноября миссию возглавил рижский протоиерей Кирилл Зайц (Закис), прежде возглавлявший миссионерскую работу в Латвии, окончивший миссионерскую школу ещё в старом Петербурге, в тридцатые годы пострадавший от латышских националистов.
Официальное открытие миссии состоялось в праздник Преображения Господня (19 августа по новому стилю) 1941 г. при огромном стечении народа в возобновленном Троицком соборе Пскова. К этому дню в Псков из Риги прибыли первые 15 священников во главе с протоиереем о. Кириллом Зайцем. Примерно через неделю они стали разъезжаться в разные концы Псковщины, где священник болееменее постоянно жил при определенном храме, но периодически выезжал с псаломщиком по приглашению в удаленные пустующие церкви, где духовенства не было. К ожидавшемся на выезде богослужениям собирались хоры из местных жителей, которые i ipw л< лекали порой для этого десятки километров.
Церковная жизнь быстро возрождалась. Проснулась стихийная тяга народа к вере своих отцов, что усугублялось тяжестью новых военных лишений, рухнувших на народные плечи. Народ жаждал церковной молитвы, жадно слушал пастырей. О. Георгий Беннигсен вспоминал: «Пожилые люди и старшей встречают нас со слезами на глазах… Молодежь и дети поначалу смотрели на нас изумленными глазами» (СПб. «Епархиальные ведомости», вып. 2627).


В дополнение к этой статье, советую прочитать:
  • Православная Церковь в Прибалтике
  • ВОЗРОЖДЕНИЕ
  • В Пскове не прекращаются работы по украшению города к Новому году
  • Цахес — неудачный опыт природы
  • Продолжаются строительные работы в зданиях больницы