» Сказки Псковской области «

И мысли и чувства, которые высказаны в народной песне.

Необходимо обобщить и сложившееся в ходе урока представление о лирическом герое народной песни. …..

Из былины в былину

Предложим догадаться о содержании песни с таким началом: …..

Цвели, цвели цветики, да поблекли

Картины природы в песне создают нужное настроение, передают душевное состояние лирических героев, соотносятся с переживаниями человека, иногда символически намекают на его судьбу. …..

Боевыеранушки, кровавые

Возьмем текст, который содержит пейзажную картину, построенную на приеме, уже знакомом ребятам по сказкам. …..

Резвыми ногами во чисто поле.

Предложим учащимся сравнить начало песни, включая стих «тело белое лежит», и фрагмент былины «Добрыня Никитич и Алеша Попович». …..

Пейзаж намекает на содержание песни

С первого же текста начнем наблюдения и над ролью пейзажа в лирической песне. …..

Не всё время человек шутит и пляшет

Гипербола, основной прием, используемый в этой и многих других шуточных песнях, не приподнимает героя над всеми остальными людьми, как в былине, а, как в бытовой сказке, создает комический эффект: вспомним конец сказки «Бритострижено». …..

Урок по теме «Народная лирическая песня и сказка»

При изучении народной песни необходимо дать учащимся почувствовать яркое своеобразие этой области искусства, и в то же время у них должно сложиться представление о том, что песня — часть единого целого, каким является устное народное творчество, и живет по его художественным законам. …..

Сравнительный анализ вариантов сказки помогает школьникам обнаружить полноту нравственного народного идеала

Если родительская любовь определяется во всех вариантах сказки отношениями «отец-дочь», то крайне редок мотив материнского проклятья, обрекающего молодца на страдание. …..

В соответствии с фольклорным законом сказка следует за героем

Наиболее полное воплощение тема любви получает в образе молодой девушки, младшей дочери купца. …..

Мотив любви пронизывает всю содержательную структуру сказки

Любовь отца и дочери друг другу и готовность пожертвовать собой («плохо тебе за меня страдать») определяют поведение героев и нравственные идеалы сказки. …..

Сказки одного сюжетного типа

«Голос русской сказки» на уроке литературы (материалы к изучению русской народной сказки «Аленький цветочек») …..

Не опасаясь совершить ошибку

Постоянные признаки, сопутствующие герою: грязь, лень, печь, — восходят к наиболее древней, ритуально-мифологической основе образа. …..

Идея родственности в волшебной сказке

Иванушка-дурачок самим фактом своего присутствия в сказке создает особое магнетическое поле, к которому притягивается все по-настоящему живое, жизнеспособное в природе. …..

Незначимость проблемы выбора в судьбе героя

Самые «темные» и «загадочные» слова, действия и поступки героя прокомментирует сам учитель. …..

Проводим примерный перечень вопросов для размышлений и текстуальных наблюдений

Для того, чтобы не заплутать в достаточно противоречивом и сложном для интерпретации в аудитории школьников материале, предлагаем примерную динамическую схему основных особенностей фольклорного Дурака. …..

Данные этнографии и фольклора

Сегодняшнее изучение сказки, особенно в школах гуманитарного профиля, безусловно, должно выстраиваться на прочном фундаменте науки. …..

Методика преподавания сказки на уроках литературы в школе

З.Ф. Игнатьева. …..

В ходе урока учитель поможет ученикам

Для этого сравним этот отрывок с двумя предшествующими. …..

Вселилась кручина в ретиво сердце

Обобщим наблюдения над ролью пейзажа в лирической песне (Итак, какую же роль выполняет пейзаж в лирической песне?) и перейдем к такой особенности песенной художественной системы, как поэтический параллелизм. …..

От сказки и веселой присказки снова к грустной песне

Далее возьмем текст, который содержит пейзажную картину, построенную на приеме, уже знакомом ребятам по сказкам. …..

Видел Добрыню бита-ранена

Предложим учащимся сравнить начало песни, включая стих «тело белое лежит», и фрагмент былины «Добрыня Никитич и Алеша Попович». …..

Звери и птицы разговаривают друг с другом

С первого же текста начнем наблюдения и над рольюпейзажа в лирической песне. …..

Далеко не все плясовые, или частые, песни шуточные.

Есть и просто веселые. Радостное настроение они создают иногда даже не содержанием (оно может быть и нейтрально в этом плане), а самим звучанием — ритмом, игройрифм, созвучий. Ударений, припевами: …..

Урок по теме «Народная лирическая песня и сказка»

При изучении народной песни необходимо дать учащимся почувствовать яркое своеобразие этой области искусства, и в то же время у них должно сложиться представление о том, что песня — часть единого целого, каким является устное народное творчество, и живет по его художественным законам. …..

Сравнительный анализ вариантов сказки

Если родительская любовь определяется во всех вариантах сказки отношениями «отец-дочь», то крайне редок мотив материнского проклятья, обрекающего молодца на страдание. …..

Труднее дается испытание безобразным видом чудища

Наиболее полное воплощение тема любви получает в образе молодой девушки, младшей дочери купца. …..

Любовь отца и дочери друг другу и готовность пожертвовать собой

Сказки одного сюжетного типа могут рассматриваться как единый текст, который реализуется всякий раз в большей или меньшей степени подробно. …..

Как влияет народная волшебная сказка на культуру детства

«Голос русской сказки» на уроке литературы (материалы к изучению русской народной сказки «Аленький цветочек») …..

Не опасаясь совершить ошибку

Постоянные признаки, сопутствующие герою: грязь, лень, печь, — восходят к наиболее древней, ритуально-мифологической основе образа. …..

Идея родственности в волшебной сказке имеет не бытовой, а все охватный символический смысл

Иванушка-дурачок самим фактом своего присутствия в сказке создает особое магнетическое поле, к которому притягивается все по-настоящему живое, жизнеспособное в природе. …..

Не на все вопросы учащиеся смогут найти убедительные ответы

Да и не в этом их назначение. …..

В качестве домашнего задания прочитать тексты

Для того, чтобы не заплутать в достаточно противоречивом и сложном для интерпретации в аудитории школьников материале, предлагаем примерную динамическую схему основных особенностей фольклорного Дурака. …..

Основная цель

Сегодняшнее изучение сказки, особенно в школах гуманитарного профиля, безусловно, должно выстраиваться на прочном фундаменте науки. …..

Образ «Мудрого Безумца» в волшебной фольклорной сказке

(Рабочие материалы к уроку внеклассного чтения) …..

Содержание части высказывания может быть емко выражено одним словом

Аналогичные примеры есть и в односоставных предложениях: Отец говорит: «Ево надо на чердак»У (№ 14 Цванюшка-дуранюшка). …..

Неполные предложения в псковских сказках

Живой разговорной речи свойственны разнообразные неполные предложения, так как в ней существует «особая экстралингвистическая система ситуационно недоговариваемого, эллиптически опускаемого, тематически ясного, обусловленного типическими условиями общения». …..

Все направленное на отрицательное для объекта воздействие в сказках

В сказке Про орла соотношение правый — левый также связано с выбором правильной дороги. …..

Об Иване-царевиче и жар-птице соотношение

Восточнославянские языки отражают двоичность лексем правый -левый следующим образом: укр. правий-левий; белор. правы -левы; в западнославянских языках то же соотношение, что и в восточнославянских, а для южнославянских характерно такое соотношение: болг. десен-ляв, макед. десен-ляв, серб. — хорв. десни-леви. …..

Семантические противопоставления в русских народных сказках

Все произведения народной словесности: загадки, легенды, песни, сказки, былины — дают нам представление о духовной жизни русского народа. …..

Образы сравнений

Культ животных является результатом самых древних мифологических представлений человека, сформировавшихся еще во времена позднего палеолита, когда еще знания человека о природе и о мире животных были очень примитивными. …..

Человеческое тело на основе мифологических интерпретаций

Анализ сравнительных компонентов УС вскрывает их органическую связь с традиционной символикой, когда окружающая действительность, преломляясь в сознании людей и приобретая символическую интерпретацию, отражается в языковой семантике. …..

В литовских сказках отмечены единичные случаи

В литовских народных сказках сравнения, характеризующие физические качества человека, более многочисленны и разнообразны, чем в русских. …..

Многие исследователи обращают внимание на то, что распределение УС по семантическим разрядам неравномерно

Целью нашей работы явилось определение роли устойчивых сравнений (УС) в художественной системе русских и литовских народных сказок, выявление связи образов УС с самыми разными сферами материально-культурной и общественно-экономической жизни народов, а также выявление сходств и различий в выборе образов сравнения. …..

Устойчивые сравнения как средство языковой образности в русских и литовских народных сказках

Наметим лишь возможные пути в интерпретации одного из названных топонимов — Колкиши. …..

Особый интерес вызывает деревня Бакино

Приближение сюжета сказки к современности с целью придания ей большей достоверности осуществляется с помощью различных средств, одним из которых является введение современных антропонимов. …..

Современная сказка как повествовательный фольклорный жанр

На фоне традиционного для сказки использования локальных указателей особенно подчеркнуто выглядят топонимы, зафиксированные в псковской сказке. Почти все они отражают местный характер источника. Прежде чем их рассмотреть, следует сделать одно существенное замечание. …..

Насыщенность текстов записанных сказок

А. Паничева демонстрирует также свою лингвистическую компетенцию, строя развернутое толкование по всем правилам лексикографического описания слова. …..

Н.В. Большакова Коммуникативно-прагматические черты псковской сказки

Народная мудрость выражается и в произведениях фольклора, в лексическом значении слова, в особых устойчивых выражениях, которые, приобретая целостное значение, функционируют в речи как обозначение соответствующих понятий. …..

В этнографически-познавательном плане

Некоторые сказки наполнены многими образными выражениями. Такова сказка Сивка-Бурка (№ 39, Себежск. р-н). …..

Рифмованные фразы

Устойчивое сравнение, передавая экспрессивность, интенсивность действия, составляет уже фразеологизм: Да как взялись за дело, как вши за тело (№ 130 Иван с женой да три Ивана с Фомой, Усвятск. р-н). …..

Распространённый сюжет

В псковских говорах обнаружена фразеологическая единица тащить вола на байню со значением ‘заниматься бесполезным делом; лодырничать’. …..

В связи с этнолингвистическим аспектом при изучении сказок и их языка необходимо учесть и замечание

Учитывая разные пути образования фразеологических единиц, занимаясь сбором материала для Псковского областного словаря с историческими данными, для Лексического атласа русских народных говоров, изучая устойчивые сочетания слов как особые явления в народной речи, в частности и фразеологизированные выражения, в данный момент обратим внимание на фразеологизмы, тесно связанные с псковскими сказками (другими словами, постараемся «увидеть», как псковские сказки отражают специфику фразеологизированных выражений). …..

Важно замечание

Роль мифа в отличие от роли научного воззрения (но в то же время и взаимодействие этих способов познания мира) была талантливо и до сих пор с сохранением научной значимости раскрыта в работе А.А. Потебни: как мифы принимают в себя научные положения, так и наука не изгоняет ни поэзии, ни веры, а существует рядом с ними, хотя ведет с ними споры о границах. …..

Лингвистические аспекты изучения сказки.

Л.Я. Костючук Народная сказка и идиоматика в языке и речи

Н.И.Толстой неоднократно ставил вопрос о том, что необходимо разрабатывать этнолингвистику как особую науку. …..

Средневековая алхимия

Как мы видим, языческое и христианское объединены идеей антитезы. …..

Цахес — неудачный опыт природы

«Огонь — ключ к деланию», — формула алхимиков, которые рассматривали алхимию как неотъемлемую часть небесной натурфилософии (Огонь погружается в воды Океана; Лотос -колыбель Солнца). …..

Псковская сказка в контексте немецкого романтизма

Если в текстах №№ 55, 56 испытанию подвергается и выдерживает его невеста («Вот будем сватать! Она вумная: ишь ответила!»), то в тексте № 57 испытываются и не выдерживают испытания приехавшие к девушке сваты. …..

Псковские фольклорные параллели к «Повести о Петре и Февронии Муромских»

Много общего в «Повести о Петре и Февронии» со сказочными сюжетами.7 В первой части «Повести» рассказывается о том, как змей повадился летать к жене князя Павла, принимая его образ, и был убит братом князя — Петром. Сюжет о змее-соблазнителе очень распространен в волшебных сказках. …..

Фольклорные компоненты в мифологическом повествовании не имеют самодовлеющего значения

Все мотивы в мифологическом повествовании находятся на точно очерченном сюжетной необходимостью месте и этиологически обоснованы. …..

И царицу в тот же час В бочку с сыном посадили,

Вместе с тем сюжет мифа опирается на вполне сказочный мотив наказания за проступок: герои заключаются в ящик (фольклорные варианты: в бочку или какое-либо вместилище, в восточных сказках, например, джин заключается в кувшин или бутылку) и предаются водной стихии. …..

Античная сказка как самостоятельный жанр в литературной традиции

При выявлении сказочного в мифологическом повествовании мы понимаем под последним художественно оформленный и индивидуально осмысленный миф. …..

Трактуются и персонажи

Разную природу обнаруживает в мифах и сказках фантастический элемент, который в последних обычно связан с трудовой деятельностью человека и передает искреннюю заинтересованность людей в облегчении своего труда посредством чудесного, волшебного преобразования мира. …..

Общим для фольклора сказочным мотивом является и основной стержень повествования

Описание приключений царя Итаки имеет множество параллелей из области «бродячих» сюжетов в фольклоре других народов. …..

Античная сказка

Как самостоятельный вид словесного искусства известна меньше, что объясняется вполне объективными причинами. …..

Сказочный компонент в мифологическом повествовании

В пользу древности сюжета говорит и то, что в большинстве сказок о набитом дураке нет мотивировок появления первой неудачной реплики героя-глупца. …..

Приключения набитого дурака.

Завязка сказки о набитом дураке состоит в том, что герой отправляется в путь. Набитый дурак уходит из дома: И он уже стал большой, не стал слушаться, стал на улицу выбегать проситься. Иона [мать] стала его пускать (Горьк., 7). …..

НАБИТЫЙ ДУРАК.

Среди «дурацких» форм мышления, выделенных Ю.И. Юдиным, есть такая: «применение средств, приводящих к результатам, прямо противоположным желаемым; выбор средства, применяемого в других условиях, но не пригодного в том или ином реальном случае» 56 Именно эта форма алогизма лежит в основе сказки Набитыйдурак (СУС 1696).

Попытаемся выявить исторические корни алогичных мотивов, свойственных этому сюжетному типу. …..

Анализируя сюжет Дурак и береза, Ю.И. Юдин отмечает, что …

Мотив «дурацкой торговли» служит для фольклористов иллюстрацией классической глупости. Е.М. Мелетинский считает, что в подобных сюжетах пародируются отжившие религиозные представления и мифические мотивы: «уже в чисто анекдотическом сюжете о дураке и березе есть некоторая двойственность. …..

Попробуем высказать некоторые предположения о генезисе

Сама исходная ситуация, характерная для типов СУС 1642, 1643, 1681, 1685А, 1691, заставляет предполагать связь этих бытовых сказок с древнейшими представлениями о культе предков, о связи музыкальных инструментов с духами (предками), о младшем сыне в семье как хранителе очага (культа предков). …..

ДУРАК И БЕРЕЗА анализ

Глупец ничего не делает, он оторван от реального, практического мира. Ю.И. Юдин отмечает, что глупый герой в сказке противопоставлен персонажам, обозначенным по их социальной функции (барин, работник, купец, солдат и т. д.): …..

Рассмотрим сюжеты Дурак и береза (СУС 1643) и Набитый дурак (СУС 1696).

ДУРАК И БЕРЕЗА. Начнем анализ с исходной cumvauuu (экспозиции) сказки Дурак и береза (СУС 1643). Прпутно привлечем и другие бытовые сказки, где исходная ситуация аналогична (СУС 1642 Хорошая торговля; СУС 1681 Неудачи; СУС 1685А Дурак ставит капкан около дома; СУС 1691 Дурак домовничает). …..

Существуют две точки зрения на время возникновения бытовой сказки

Первая: бытовые сказки возникли позже волшебных. …..

Поэтика и генезис сказки. Сказка и миф. Сказка и литература.

Т. В. Никифорова

Алогизм в народной бытовой сказке (на примере бытовых сказок о дураках) …..

Отмеченным звездочкой часть 3

Зипун — Верхняя рабочая одежда (№ №84,131, Уев.) …..

Отмеченным звездочкой часть 2

Гай — Лес (№ 136, Нев.) …..

Отмеченным звездочкой

Антониха -Прозвище жены по имени мужа (№ 152, Пуст.) …..

Белорусско-польское влияние

Личные местоимения ты и я в В.п. и Р.п. могут иметь окончание -е: тебЕ соловей хвалил (Уев.), менЕ не узнает (Себ.). …..

Лингвистические пояснения к текстам сказок

а). Некоторые фонетические и морфологические особенности псковских говоров. …..

СТАРЫЙ СОЛДАТ И ГОСПОЖА.

125 ЗЛАЯ МАЧЕХА И ДЕВЧУШКА ТИХ ОНЯ-МАХОНЯ. Т. 6, № 39. Текст представляет собою еще одну своеобразную вариацию усвятской сказочницы на тему сюжетного типа СУС 480 Мачеха и падчерица (см. № 118 Про Машу и злую мачеху, № 121 Волшебная табакерка). …..

ДВА БРАТА…КУЗЬМА И ИВАН-БРАТЬЯ РОДНЫЕ

123. Т. 6, № 37. В основе сказки — обычай, по которому годовые церковные праздники распределялись между деревнями одного церковного прихода или волости. …..

ВОЛШЕБНАЯ ТАБАКЕРКА. ..ПРОИВАНА-БЕЗДЕЛЬНИКА

В занимательном повествовании А.А.Паничевой причудливо сплелись мотивы народной и литературной сказки, а также поверий и быличек, которых она знает великое множество. …..

БЕДНЫЙ ЛАПОТНИК И БОГАТЫЙ ГОРШЕЧНИК.

Сочиненное А.А. Паничевой повствование может быть соотнесено с сюжетным гнездом сказок о неосторожном слове. …..

МАРТИН-СИРОТА…МАША И ЗЛАЯ МАЧЕХА.

Сочинена Паничевой Анастасией Алексеевной, 1924 г.р., в д. Хлевище Калошинск. с/с Усвятск. р-на Пск. обл. — ФА ПГПИ за 1981 г., т. 6, № 31. Далее будут указываться только номер тетради и номер текста в тетради. …..

Сказки Анастасии Алексеевны Паничевой — интереснейшее явление современного народного творчества.

Понимала по часам, когда двенадцать будеть и, пока я бежу, стрелки совместятся. …..

Сказки Анастасии Алексеевны Паничевой

Анастасия Алексеевна Паничева родилась в 1924 году в д. Репище, Усвятского района. Во время сселения 1939 года вместе с родителями переехала в д. Хлевище. …..

ПРО ИВАНА ДУРАКА…Слепой и глухой…ЦЫГАН И МУЖИК

Жил мужик и баба. У них было три сына: два умных, а третий дурак. И оне, отец-то с матерью, умерли. …..

УМНАЯ НЕВЕСТА…СKA3KA ПРО КЛАД

Еще даже вот приходють, говорили, а она [девка] не знала, что сваты придуть. Она холстинку ткё (раньше самы ткали), сидить. …..

СНегуРОЧКА И БАБА-ЯГА…. ПРО ИВАНА И МАРШ

Жил-был дед Мороз, и была у него Снегурочка. Пришла зима, и ребятишки начали справлять Новый год. …..

ПРОТУЛЕЙ-ПРАПОРЩИК

Один царь построил для своей девки замок на берегу моря, и не было в этом замке ни ходу, ни выходу, лишь только одно окно на море, чтоб её никто не видел. …..

Восьмилетний Андрюша Зандов — прекрасный рассказчик

Свое повествование В.В. Артемович ведет обстоятельно, с соблюдением всей характерной для волшебной сказки обрядности. …..

Е.Т. Волковой свойственна любовь к деталям и подробностям

В сказке Нестеришка (№ 78) это капризная, избалованная барыня. …..

Живостью, экспрессией, богатством интонаций отличается повествовательная манера Ефросиньи Ивановны Алексеенковой

Любой из трех эпизодов ее сказки представляет собой законченное художественное целое, где каждое слово точно, каждая деталь на месте и играет свою роль в развертывании сюжета. Так, эпизод «Воры крадут лошадь у пашущего на ней крестьянина» открывается фразой: Идут лесом. вышли на поле. …..

Хвост вытащит — нос запрёт!

Особенности личности сказочника проявляются, как известно, и в подборе репертуара, в том, какого рода сказки привлекают его внимание. …..

Е.Буйко сообщает о своих прабабушке и дедушке

Общеизвестно, что своеобразие и качество сказочного повествования во многом определяется личностью сказочника, степенью усвоения им традиции, его сказительским талантом или отсутствием такового, характером, темпераментом, жизненным опытом, настроением, вдохновением и даже состоянием здоровья. …..

Тенденция к обытовлению

Тенденция к приземлению, «обытовлению», «рационализации» чудесного волшебной сказки имеет, по-видимому, и другую сторону: черты волшебной сказки проникают в бытовую. …..

Мальчик и ведьма

В Грустной сказке об Аленушке (№ 36) присутствуют основные моменты сюжета, свойственного сказкам типа СУС 511 Чудесная корова (наиболее известная из них — Крошечка Хаврошечка): …..

В сказке и в тексте

В сказкеЕ.Т. Волковой Яро лису (№ 1), записанной в 1981г., отразилось время 70-80 гг. XX в., когда за традиционно деревенскими ранее товарами крестьяне стали ездить в город в магазин, а в магазине далеко не всегда можно было купить то, что нужно, и покупалось то, что «выбросили», т. е. то, что в данный момент в магазине есть, а завтра может и не быть. …..

Своеобразный колорит

Имеются в нашем сборнике и докучные сказки. В .Я. Пропп пишет: «Это, собственно, не сказки, а прибаутки или потешки, которыми стараются отвадить детей, когда они слишком настоятельно требуют рассказывания сказок». …..

Связь с народным театром

Сказка Как иностранец рыбу покупал (№ 97), представляющая собою, за исключением двух вводных фраз, сценку-диалог, по свидетельству рассказчицы Анны Владимировны Александровой из д. Вяз, Новосокольнического р-на, неоднократно и с неизменным успехом у зрителей разыгрывалась на сиене сельского клуба сначала ее матерью с подругой, а потом ею самою с напарницей. …..