Цахес — неудачный опыт природы

Рубрика : Сказки Псковской области

«Огонь — ключ к деланию», — формула алхимиков, которые рассматривали алхимию как неотъемлемую часть небесной натурфилософии (Огонь погружается в воды Океана; Лотос -колыбель Солнца).

Вода и огонь в профаническом мире не соединяются, пребывают в своей разделенности, тогда как процесс алхимический требует их соития для создания бессмертного зародыша. Залог зачатия мистического андрогина

— единение и взаимопереход воды и огня.

Рассмотрим «алхимию души» в сказке Г офмана подробнее История рождения Цахеса, открывающая мистический рассказ Гофмана, проецирует текст на границу между реальным и ирреальным: «Года три назад, когда муж, перекапывая сад, нашел в земле золотые монеты, мы и впрямь возомнили, что наконец-то счастье завернуло к нам … А что вышло? Деньги украли воры, дом и овин сгорели дотла, хлеба в поле градом побило, и — дабы мера нашего горя была исполнена — Бог наказал нас этим маленьким уродцем …»

Цахес — неудачный опыт природы (die kleine MiBgeburt), рожден в результате космогонического акта, противоборства стихий: дерево

— огонь (дом сгорел), вода — земля (хлеба градом побило), металл -земля (золотые монеты, найденные при раскопке сада).

С рождением Цахеса связана идея убыли, потери («Не дай нам Бог растить и кормить его себе же на муку и разорение»), а с его смертью — идея приумножения, прибыли. После смерти Цахеса старуха Лиза, его родная мать («die alte Liese, des kleinen Zaches leibliche Mutter»; букв, ‘физическая’, ‘телесная’), избавится от нужды, торгуя золотым луком. Лук золотой, или жгучий (Allium), в Древнем Египте был посвящен богине плодородия Изиде.

Обратим внимание на значение слова «Циннобер»: der Zinnober, т. е. ‘киноварь, сульфид ртути, минеральная краска ярко красного цвета’. Средневековая алхимия придавала большое значение «перегнанной киновари». Помимо «золотого раствора», важнейшим компонентом эликсира бессмертия была киноварь. Само слово «киноварь» становится синонимом слова «эликсир».

Говоря об алхимической практике, проясним для начала оппозицию «внешняя — внутренняя» алхимия. Отличие состоит в том, что «внешняя» алхимия больше имеет дело с лабораторными химическими процессами (рождение гомункулуса в колбе, к примеру), тогда как «внутренняя» связана с верой в обретение бессмертия, отсюда тенденция к спиритуализации. Лабораторная практика подменяется созерцанием, т. е. созерцание процесса подменяет сам процесс. Результатом является воздействие на внутренний мир адепта, его психику.

Философский камень — не материальный объект, а духовная структура: все, что в душе есть тленного, должно быть отделено, благодаря знаку золота или серебра, иначе философского камня. Высшее совершенство алхимического метода заключается в выплавлении эликсира бессмертия: из энергии старого тела рождается тело новое.

Чтобы пояснить функции великого киноварного эликсира в алхимическом процессе, необходимо прежде всего понять основную мысль космологии о единении триады: Неба, Земли и Человека; космоса, земной природы и человека возрожденного (гибель мертвой материи, начало рождения живого духа).

Цахес — ребенок — уродец (der kleine Wechselbalg). Der Wechselbalg- слово старинное, народное, восходит к германскому balgi (готск. balgs в значении ‘кишка’). В корне содержится понятие ‘вздутие’, ‘опухоль’. Первоначальное значение-‘звериная шкура, служащая для содержания в ней жидкости’; потом значение -‘живот’ (Bauch). В христианскую эпоху, в фольклоре, ein Balg -‘демон’, ‘злой дух’, искажающий новорожденного до уродства: обезображенный, «вздутый» младенец.


В дополнение к этой статье, советую прочитать:
  • Объединение псковских большевиков с меньшевиками в одной организации
  • Н.В. Большакова Коммуникативно-прагматические черты псковской сказки
  • Отмеченным звездочкой
  • В марте 1901 года произошли студенческие волнения в Петербурге у Казанского собора.
  • Размеры промышленных предприятий Пскова увеличились