Цели и задачи советской школы

Рубрика : Псков революционный и советский

В первые годы Советской власти органы народного образования и общественность «много внимания уделяли детям.

Вследствие войны и разрухи беспризорность приняла широкие размеры. Кроме того, в Псковскую губернию в 1921 году прибыло из голодающего Поволжья 4800 детей. В детских домах были размещены 2200 человек, остальные отданы на воспитание в семьи псковичей. Псковский уездно-город-ской комитет РКП (б) принял решение: всем коммунистам, не имеющим детей, взять на воспитание по одному ребенку.

В марте 1924 года в Пскове было создано общество «Друг детей». Через Два года в его рядах насчитывалось свыше 1900 членов. Общество вело разнообразную работу по улучшению условий жизни подрастающего поколения.

После Октябрьской революции вместо старых гимназий с буржуазными устоями, оторванностью от жизни надо было создать совершенно новый тип школы, призванный воспитывать образованных и сознательных строителей социалистического общества.

Цели и задачи советской школы определил В. И. Ленин в своем выступлении на III съезде комсомола в октябре 1920 года. Он призвал молодежь ежедневно, ежечасно

связывать дело воспитания, обучения и образования с практикой, с общественно полезным трудом. «Только в труде вместе с рабочими и крестьянами, — говорил В. И. Ленин, — можно стать настоящими коммунистами» .

Строительство новой советской школы в Пскове и губернии началось лишь в конце 1919 года и проходило в трудных условиях. В период войны и оккупации была значительно подорвана материальная база школ. Достаточно сказать, что в одном из зданий 1-й мужской гимназии в Пскове (ныне средняя школа № 1) находился штаб Северного фронта. Остро ощущался недостаток в учителях, что объяснялось частыми мобилизациями их на фронт, в продотряды, на работу в советских органах.

Школы получали ничтожное количество учебников и учебных принадлежностей. В 1920 году в Пскове приходилось по одному учебнику на семь человек, по одному карандашу на шестнадцать и по две ручки на пять человек.

В это трудное время борьба за сохранение школьной сети проводилась под руководством партии и при широкой поддержке трудящихся. Предприятия и учреждения обеспечивали находящиеся при них школы помещением, отоплением, освещением, а учителей — продовольствием. Проводились «Недели помощи школе».

Учитель становился надежной опорой партии и Советской власти во всех важнейших мероприятиях и в повседневной жизни. Большое значение имели указания В. И. Ленина о внимании к учителю, о его роли проводника идей партии в массы.

К 1930 году в стране были созданы необходимые условия для перехода к всеобщему начальному обучению. XVI съезд ВКП(б) поставил эту задачу как боевую задачу партии на ближайший период. В связи с введением всеобуча Советское правительство увеличило ассигнования на строительство и оборудование школ, на улучшение материального положения учителей. Большую работу по осуще-

1 В. И. Ленин. Поли. собр. соч., т. 41, стр 317.

2 В. И. Л е п и н. Поли. собр. соч., т. 45, стр. 365.

ствлению всеобщего обязательного обучения проводил Ленинградский обком партии во главе с С. М. Кировым. Во всех округах, в том числе и в Псковском, были созданы комитеты содействия всеобучу. Из Ленинграда в Псковский округ, где ощущался недостаток в кадрах, были направлены 400 учителей.


В дополнение к этой статье, советую прочитать:
  • Главные задачи
  • Просвещение и культура Пскова в 1945-1971г.
  • Революция в Новосокольниках
  • Переход к мирному социалистическому строительству
  • Трудящиеся Пскова и жители окрестных деревень восторженно встретили освободителей