Церковь святого Стефана
Летопись и не упоминает о бедах, постигавших монастырь в первые полтора столетия его существования, но несомненно, что при всяком вражьем набеге он становился первою жертвой, ибо неприятель прежде всего бросался на беззащитные посады и окраину.
Несмотря на столь опасное положение, монастырь совершенно не был укреплен: его окружала только невысокая деревянная ограда, да с запада тын. Нынешняя каменная ограда сделана лишь в 1799 — 1805 годах. В 1299 г. Немцы, подойдя ко Пскову, разорили посады и убили Спасо-Мирожского игумена Василия и нескольких монахов. В1323 г. монастырь был опять в руках Немцев, занявших все Завеличье. В 1581 г., в ожидании прихода Стефана Батория, Псковские воеводы распорядились выжечь все посады, в том числе и Завеличье, а из расположенных в них церквей вывезти в город все имущество. Заняв Завеличье, Баторий поставил у Мирожского монастыря сильную батарею, а на монастырскую колокольню приказал втащить пушки, из которых стреляли по городу калеными ядрами. В 1615 г. монастырь потерпел от Шведов, разоривших соседний Климентов монастырь1. Кроме того, Мирожская обитель не раз служила временною квартирою Московской рати, приходившей на помощь Пскову, напр, в 1463 и 1471 гг., а также Новгородской — в 1474 г.
Монастырь заключает в себе два храма: церковь св. архидиакона Стефана и Спасо-Преображенский собор; из них первая находится при самом въезде в монастырские ворота, влево от них, а второй в глубине монастырского двора.
В летописи значится, что в 1404 г. игумен Карп поставил в Спасо-Мирожском монастыре каменную церковь св. Стефана. Она не существует, так как нынешняя церковь носит слишком заметные следы позднейшей Московской архитектуры. Это сходство выражается, главным образом, в некоторой претензии на щегольство, в противоположность суровой простоте Псковских храмов. Церковь сложена из плиты с кирпичом. Она не кубическая, как все Псковские церкви, а вытянута вверх и в этом отношении напоминает Пантелеймоновскую церковь на Бору. Длина ее 8 с. 1 арш., ширина 4 с, высота до купола 6 саж. Ее три полукруглые абсиды так мало выдаются из фасада, что почти сливаются с ним в одной плоскости. Между среднею и боковыми абсидами поставлены
1 На чертеже Пальмквиста Мирожский монастырь отмечен: -теперь разрушенный».
2 В 1 издании «Спутника» мы ошибочно отнесли известие летописи о построении Стефановской церкви Якимом Переславием в 1546 г. к этому храму. Оно относится к Стефановскому монастырю на Лугу, ныне не существующему.
гладкие полуколонны, с тремя выпуклыми поясками вместо капителей. В средней абсиде сделано широкое окно, накрытое разорванным фронтоном — признак позднейшей переделки в конце XVII или начале XVIII века. Боковые абсиды окон не имеют, но на северной абсиде помещены две нишки. Все три абсиды идут лишь до половины высоты церкви и как бы подчеркиваются снизу горизонтальной лентой из поставленных на ребро кирпичей, производящих впечатление миниатюрных квадратных тумбочек с наложенными на них плитками вместо капителей. Ниже этой ленты идет до самой земли совершенно гладкая стена.
Северный фасад церкви выходит наружу, а южный — во двор. Первый делится перпендикулярно на 3 части: левую, среднюю и правую. Левая часть имеет в верхнем ярусе одно окно, с двумя пилястрами по бокам и фронтоном сверху; последний имеет ту примитивную форму, какая часто встречается в Московском зодчестве XVI века, напр, на некоторых окнах церкви Иоанна Предтечи в селе Дьякове. Средняя часть отличается, от других тем, что над ней надстроен 3-й ярус, причем его угловые лопатки не сходятся с крайними лопатками среднего яруса. Средний и верхний ярусы освещены каждый парою окон совершенно такого же устройства, как и окно левой части. Верхний ярус покрыт 4-хскатною крышей с каменным барабаном и главой луковичной формы, крытой железом. Правая часть имеет два окна, также тождественные с описанными. Под этими окнами находится глубокая ниша, а под нею выделяются на поверхности стены две выложенные из кирпича дуги, из коих левая значительно меньше и ниже правой. Обе дуги соединены горизонтальною тягой, и такие же короткие тяги находятся по сторонам обеих дуг. Под левым и правым концами этой геометрической фигуры поставлены низкие толстые колонны с желобками-каннелюрами. С первого взгляда эта деталь кажется простым декоративным украшением, и, только войдя в монастырский двор, можно убедитьс
Смотрите информацию вызвать социальное такси на дом у нас на сайте.
В дополнение к этой статье, советую прочитать: