Церковь в Пскове.
Со времени крещения Руси Псков в церковном отношении составлял часть Новгородской епархии и находился под общим управлением Новгородского епископа.
Но стремление к самостоятельности, всегда бывшее во Пскове, побуждало его создать для своей церкви независимое положение, отделить ее от Новгорода и поставить в ее главе своего собственного епископа. В ту эпоху, когда вся жизнь народа была проникнута строгою церковностью, то или иное устройство церкви имело первенствующее значение, и политическая самостоятельность должна была идти об руку с церковной. Подчинение Новгородским владыкам имело и практические неудобства. Псковскою церковью от имени владыки управлял его наместник, назначавшийся непременно из Новгородцев, следовательно — человек чужой, не всегда разумевший местные потребности. Владыка приезжал во Псков раз в 3 года, да и то не более как на один месяц; следовательно, многие настоятельные церковные нужды не могли получать немедленного разрешения, и их приходилось откладывать в долгий ящик. Псковичи всегда сознавали, что они только пасынки Новгородского владыки, но до открытой ссоры дело не доводили. Первое размирье со владыкой произошло только в 1307 году, но
было, по-видимому, мимолетным. Тем не менее, недовольство росло и выразилось в 1331 г. тем, что.Псковичи избрали себе отдельного епископа Арсения. Однако эта попытка не удалась, ибо Московский митрополит Феогност отказался посвятить Арсения. В 1337 г. Псковичи проявили новую строптивость: не дали законного суда прибывшему «на подъезд»1 епископу Василию. На них не подействовало даже проклятие разгневанного владыки, и разрыв с ним длился целых 10 лет. В1348 г. совершилось важное событие Псковской истории: Псков перестал быть пригородом Новгорода и сделался независимым государством. Однако и на этот раз церковные узы, связывавшие Псков с Новгородом, не были порваны, а лишь значительно ослаблены. Отныне владычний наместник должен был назначаться не иначе, как из Псковичей; Псковичи получили право судиться владычним судом у себя во Пскове, а не ездить для этого в Новгород, как было доселе; на суде владычнего наместника должен был присутствовать выборный из Псковичей. Таким образом, личность и власть Новгородского владыки отходили на задний план. Все это создало для Псковского духовенства такое положение, подобного которому не встречается ни в одной из Русских областей. Псковская церковь очутилась как бы без главы; но так как потребность в этой главе, потребность подчинения духовенства какой-нибудь власти сознавалась не только Псковским обществом, но и самим духовенством, то, по логике вещей, оно подчинилось единственной сильной власти, от которой все исходило во Пскове: власти веча. В конце концов вече стало распоряжаться священниками бесконтрольно: оно их судило, наказывало, отрешало от должностей и т.д.1 Такому явлению помогало и то обстоятельство, что Псковское духовенство не назначалось духовною властью, а было выборным. Если выбор падал, напр., на боярина, то боярин становился священником, а дети его оставались боярами. Постригшиеся сохраняли все свои мирские права, в том числе и право участия в вече. От этого Псковские священно- и церковнослужители были какими-то полудуховными, полуми-
1 И Беляев, История г Пскова, стр. 71 В. Ключевский, Опыты и исследования, стр. 58 Акты Историч. т. I, стр. 18, грамота митроп Киприана Псковичам о несуждении попов без святительского суда
рянами. Иногда, напр., священник предводительствовал на войне отрядом, и это никого не удивляло, было в порядке вещей. Вследствие этого Псковская церковь понемногу стала принимать пресвитерианский характер и обходиться совсем без епископа. Когда духовенство достаточно •обмирщилось», оно начало пренебрегать своим прямым делом и нарушать канонические постановления. Паства роптала на своих священников. Московские митрополиты слали им грозные обличения. Среди этих своеобразных условий во Пскове появилась ересь стригольников, во главе коей стояли какой-то расстрига Карп и дьякон Никита.
https://gipox.ru гипоксикаторы недорого купить в москве.