Чёрная Могила

Рубрика : Легенды и были о княгине Ольге в Псковской земле

Ещё один гигант отмечен Львом Диаконом в 971 году на Дунае в рядах руссов в войске Святослава.

Греческий богатырь Анемас рубил его с коня. Видимо, пешему воину было просто не достать.

Если учесть размытую верхнюю хронологическую границу кургана № 1 в Гульбище (это вполне может быть и время Святослава) и большую редкость появления людей такого роста и силы, соотносимых с верхами общества, считаю, что можно с довольно большой степенью вероятности полагать, что этот курган содержал погребение богатыря Икмора, погибшего на Дунае. Известно, что тела своих погибших воинов руссы на Дунае сжигали. После мира с греками, останки наиболее знатных людей воины Святослава и Свенельда могли взять с собой, либо вывезти их позднее.

Известно, что Икмор в войске «… был уважаем всеми за одну свою доблесть, а не знатность единокровных сородичей или в силу благорасположения». Греческое написание его имени» hqiopog- Хикморос, возможно, родственно франкскому имени Гинкмар.

Согласно другим данным, Икмор занимал в войске Святослава третье место после самого Святослава и Сфенкеля.

Сфенкел (Сфангел, Сфагелл) — военачальник Святослава, также погиб в боях при осаде города Переславы, когда один из греческих воинов «… сразил Сфенкеля, почитавшегося у тавроскифов третьим после Сфендослава, доблестного, огромного роста мужа, отважно сражавшегося в этом бою». Другой византийский историк — Ски-лица — считает Сфенкеля вторым после Святослава.

В том же 1872 году Д.Я. Самоквасов раскопал самый знаменитый из всех черниговских курганов, носящий

название Чёрная Могила. Насыпь имела 180 аршин в окружности и 15 аршин высоты. По периметру шёл ров. Форма насыпи — усечённный конус. Так же, как в Гульбище, имело место кострище на небольшой подсыпке с остатками сожжения и многочисленными вещами, выше которого находились два железных шлема, две кольчуги, два турьих рога с серебряной оковкой, бронзовая статуэтка. Среди прочих предметов найдены два меча и сабля. По обилию сопровождающего инвентаря и по размерам насыпи, можно полагать, что человек, погребённый в ней, стоял на иерархической лестнице заметней выше лица, погребённого в Гульбище. Судя по тому, что бронзовая статуэтка представляет изображение бога Тора, второго божества в скандинавской языческой иерархии, человек этот также был скандинав. По византийским монетам и комплексу инвентаря, курган датируется 960-ми годами X века.

Из двух мечей — один обычных размеров длиной около 82 см, а другой — около 105 см. Это, конечно, не 126 см, как в Гульбище, но и отнюдь не обычный рядовой меч. Человек, который мог бы эффективно действовать таким мечом, должен был иметь рост около 2 м» или чуть более, то есть, не гигантский, но огромный, по представлениям своего времени.

Из этого кургана наиболее известны турьи рога с серебряными оковками по краю. После убедительной статьи петербургского археолога О. А. Щегловой, их венгерское происхождение, кажется, ни у кого больше не вызывает сомнений. Ритуальное, культовое значение рогов хорошо известно. Они использовались и как питьевые, и как сигнальные. Замечу только, что в военный обиход Европы рога ввели прагматичные римляне. В V веке н.э. Флавий Вегеций Ренат отметил: «..-горнист играет на роге дикого зубра, обложенном (по краю) серебром; если дуть в него умело и не сильно, то звуки его очень певучи».

По этим и прочим звуковым сигналам римские войска ориентировались в бою. Поэтому и затем вовсе не случайны находки рогов с оковками именно в дружинном обиходе, как не случайны их упоминания в раннесредневековых источниках.


В дополнение к этой статье, советую прочитать:
  • В Чёрной Могиле найдены
  • Княгиня Ольга останавливалась в районе Великих Лук
  • Что мы знаем о княгине Ольге?
  • Практика переговоров
  • После Ольги: дунайский исход Святослава