Цвели, цвели цветики, да поблекли

Рубрика : Сказки Псковской области

Картины природы в песне создают нужное настроение, передают душевное состояние лирических героев, соотносятся с переживаниями человека, иногда символически намекают на его судьбу.

Такое соотнесение переживаний человека с образами природа в народной песне часто оформляется в виде особой формы сравнения. В качестве примера приведем начало уже знакомой учащимся песни об умирающем воине и попросим объяснить, в чем, на их взгляд, состоит особенность этой формы сравнения:

Ах, пал туман на сине море,

Вселилась кручина в ретиво сердце.

Не схаживать туману со синя моря, Злодейке-кручине с ретива сердца.

Чтобы легче было понять, в чем тут дело, можно предложить учащимся переделать хотя бы первые две строчки в обычные сравнения: «Как пал туман на сине море, так вселилась кручина в ретиво сердце», «Вселилась кручина в ретиво сердце, словно пал туман на сине море», «Пала кручина на ретиво сердце, что туман на сине море». Картина тумана на синем море, с которой сопоставляется -душевное состояние героя песни, вместе с эпитетом-приложением «злодейка-кручина» и создает ощущение безысходности, беспросветности тоски-кручины, вселившейся в ретиво сердце, но при этом нет слов «как», «что», «словно», характерных для обычного сравнения. События в мире природы и переживание в душе героя развертываются как бы параллельно. Такую форму сравнения и называют поэтическим параллелизмом.

Для закрепления представлений о поэтическом параллелизме возьмем еще фрагменты народных песен, которые позволят также продолжить формирование у детей понятия о системе образов-символов — характернейшей особенности народной песенной поэзии. Предлагаем учащимся сравнить рассмотренный выше отрывок из песни («Ах, пал туман на сине море») и следующий фрагмент:

Цвели, цвели цветики, да поблекли,

Любил, любил миленький, да покинул.

Ребята узнают тот же прием: фольклорное сравнение-параллелизм, раскроют его суть, А учитель объяснит, что цветущие цветы, цветущее растение, сад связываются в народном сознании с представлением о счастье и о радости .любви; осыпавшийся сад, увядшие цветы — с любовным горем.

Теперь предложим детям по началу песни догадаться о ее содержании (О чем будет песня?):

 

Учащиеся выскажут свои догадки, а учитель уточнит, что вдпесне поется о горе молодушки, разлученной с милым другом и выданной замуж за нелюбимого, но богатого:

 

Не с богатством мне жить — с человеком,

Не с хоромами жить — с советом!

Учитель подчеркнет, что цветы, погубленные морозом, — это один из ряда подобных образов: увядшие цветы, осыпавшийся сад, но он имеет более трагический оттенок. Цветы не сами по себе завяли: они погублены зимней стужей. Погублены цветы -разлучены любящие, ради богатства погублено счастье человека.


В дополнение к этой статье, советую прочитать:
  • Вселилась кручина в ретиво сердце
  • Человеческое тело на основе мифологических интерпретаций
  • Многие исследователи обращают внимание на то, что распределение УС по семантическим разрядам неравномерно
  • Образы сравнений
  • В литовских сказках отмечены единичные случаи