Далеко не все плясовые, или частые, песни шуточные.

Рубрика : Сказки Псковской области

Есть и просто веселые. Радостное настроение они создают иногда даже не содержанием (оно может быть и нейтрально в этом плане), а самим звучанием — ритмом, игройрифм, созвучий. Ударений, припевами:

Ты ли меня, я ли тебя из кувшина Ты ли меня, я ли тебя из ведра!

Ты ли меня, я ли тебя иссушила,

Ты ли меня, я ли тебя извела!

Ты лети, лети, сокол,

Высоко и далекд,

И высоко и далёко На родиму сторону!

Кто не знает знаменитой «Калинки» с припевом «Калинка, калинка, калинка моя! В саду ягода малинка, малинка моя!»?

Подведя итоги наблюдений над частыми песнями («Итак, какие же особенности отличают частые песни?»), перейдем к протяжным.

Не всё время человек шутит и пляшет. Не все праздники, бывают и будни, Не все радость, бывает и грусть, игоре, и страдание. Кроме частых песен, были и другие, которые исполнялись совсем в другой манере. Народ называл их протяжными, долгими,голосовыми, проголосными. На Псковщине — долевыми. Нетрудно заметить, что эти названия фиксируют внимание как раз на характере исполнения песен. Протяжные песни — в основном песни грустные.

Учащимся предлагается послушать песню (или ее фрагмент) и ответить на вопрос, о чем она, каким настроением проникнута:

 

Старший брат хочет поймать пташку, средний — застрелить. И только младший догадывается: «Не наша ли горькая с чужой стороны?» — и зовет ее в дом.

Далее беседа может быть продолжена так: мы видели, что шуточные песни напоминают сказки о животных и бытовые сказки. Эта песня совсем не похожа на шуточную. А нет ли и тут сходства со сказками и, если есть, то с какими?

Как в сказке, героиня песни превращается в пташку, Как в сказке, три брата. Как в сказке, старшие братья не могут разгадать предложенную им загадку (что за птица так жалобно поет в саду). И, как в сказке, только младшему брату это по силам. Как вволшебной сказке. В этом сходство. А в чем разница?

В сказке женщина-птица обладает волшебными свойствами. Она помогает герою сказки, младшему из трех братьев, выполнить трудное задание («Не печалься, Иван-царевич!Ложись себе спать: утро вечера мудренее!»), и все кончается честным пирком да за свадебку ко всеобщему удовольствию. В песне ничего этого нет. А мотив чудесного превращения помогает выразить горе молодушки, рано и против воли выданной замуж на чужую сторону, разлученной с близкими. Обратившись птицей, она летит не за тридевять земель, чтобы ее потом разыскивал Иван-царевич, а на родимую сторонушку излить свои жалобы матушке. Часто в песне такая пташечка называется серой кукушечкой. Она жалобно кукует в саду у матушки. Образ сирой (сиротливой), горькой пташечки в народной песне связывается с образом тоскующей женщины. Это первое из наблюдений, которые помогут учащимся составить представление о наличии системыобразов-символов в народной песенной лирике. Далее зти наблюдения будут накапливаться.


В дополнение к этой статье, советую прочитать:
  • Не всё время человек шутит и пляшет
  • Пейзаж намекает на содержание песни
  • Звери и птицы разговаривают друг с другом
  • Из былины в былину
  • Своеобразный колорит