ДАВШАЯ НА АЛТАРЬ БОЖИЙ И ОТЕЧЕСТВО ЛУЧШИЙ ПЛОД

Рубрика : Колыбель опального патриарха

О матери патриарх оставил только одно, но весьма ценное упоминание.

Когда в возрасте 33 —х лет епископ Тихон получил назначение на дальнюю и весьма ответственную архиерейскую кафедру в Америку и в 1898 году 1 декабря русские православные миссионеры на океанском пароходе прибыли в Нью-Йорк, он обратился к встречающей немногочисленной пастве с такими словами: «Я покинул любезную родину, свою престарелую мать, близких, знаемыхмне, милых сердцу моему, и отправился в страну далекую к вам…» В этой первой проповеди на берегу Нового Света владыка Тихон, вероятно, единственный раз коснулся своих личных переживаний и этим как бы выделил главные оставленные им святыниРодину и мать. К сожалению, сведения, касающиеся родины святителя Тихона, его родителей, особенно матери, практически отсутствуют или весьма противоречивы, основаны на вымысле и легендах. В солидных издательствах, светских и церковных, чаще всего повторяется предание о вещем сне отца патриарха, причем в разных вариантах. М. Вострышев, «Божий избранник» (Москва. «Современник», 1990 г.): «Отец чувствовал великое предназначение Василия, однажды, когда лег спать с сыновьями на сеновале…»; «Житие Святителя Тихона» (журнал Московской Патриархии, № 2, 1990 г.): «В детстве, когда Василий был еще малолетним, его отцу было откровение о каждом из его
детей. Однажды он с тремя сыновьями спал на сеновале…» В этих публикациях приводится главноесуть вещего сна: «Отец ночью проснулся и, разбудив сыновей, сказал: «Я сейчас видел свою покойную мать, которая предсказала мне скорую кончину, а затем, указывая на вас, прибавила: этот будет горюном всю жизнь, этот умрет в молодости, а этот, Василий, будет великим». Авторы указанных публикаций делают выводы: «Сбылись все предсказания», «Пророчество явившейся покойницы со всею точностью исполнилось на всех трех братьях…»

4569293
В названных публикациях, так же как и во многих других об этом же сне, нет ссылки на первоисточник и не названы имена детей, а было их не трое, а четверо. Получается, что это всего лишь легенда, вероятно, не совсем точно записанная близким патриарху человеком.
Обратимся к подлинным документам великолукского архива. В клировых ведомостях по погосту Клин за 1850 год есть такая запись: «священник Иоанн Тимофеев Беллавин29 лет, жена Анна Гаврилова19 лет, теща его вдова комиссарская жена Евдокия Алексеевна53 года». В архиве не удалось обнаружить метрическую книгу с записью о венчании отца патриарха, потому и неизвестно, из какого рода и места он выбрал себе жену. Чтобы узнать родословную матери, пришлось пересмотреть исповедные росписи всех погостов Торопецкого уезда, но выявить в семьях священнослужителей Анну Гавриловну не удалось. Может быть Иван Тимофеевич нашел жену в другом уезде?
Для проверки этой версии я снова обратился к исповедным росписям Великих Лук, Пскова, Холма и сельских погостов этих уездов,перебрал тысячу имен, и все тщетно. Позже, узнав, что комиссарами в те годы именовали интендантов при воинских частях, стал смотреть списки офицеров и солдат воинских частей, которые располагались на территории Псковской губернии. В приходской для военнослужащих церкви Великих Лук были записаны женщины, похожие, по именам и возрасту, на жену о. Иоанна и его тещу. Выходило так, что Анна была круглой сиротой, а тещаЕвдокия Алексеевнабездетная вдова, приютившая Анну всего лишь как воспитанницу. Может быть поэтому Анна Гавриловна, как указывалось в записях, и осталась неграмотной. К тому же и теща в семье Беллавиных в Клину прожился недолго и куда —то уехала. Можно предположить, что мать пат—
риарха была родом из Великих Лук, ведь с этим городом, с его духовным училищем все Беллавины были связаны многие годы
Как выяснилось, у супругов Беллавиных почш десять лет не было детей Первый сын Павел родился 14 января 1857 года, а через два с лишним года снова появляется мальчик В метрической книге погоста Клин за 1859 год есть такая запись «7 октября родился, 13 крещен Иоанн Родители Иоанн Тимофеев, жена Анна Гаврилова, восприемники села Сопок священник Григорий Тимофеев и помещица Ольга Васильевна Торопограцкая (урожденная НазимоваН Н ) Крестили села Сопок священник Григорий Тимофеев с причетниками Клина» Крестным отцом был дядя патриарха, и он же крестил младенца, так как родной отец не мог выполнять это таинство по церковным правилам
Через шесть лет у Беллавиных родился еще один сын, что подтверждает запись в клировых ведомостях за 1865 год, где указан возраст «Василий
— 1 год». Обычно священнослужители давали имена новорожденным по «Святцам»церковной книге с именами святых, но при этом учитывалось и желание родителей.


В дополнение к этой статье, советую прочитать:
  • Жизнь Беллавиных в Торопце опять же не согласуется с легендой о вещем сне.
  • Псковская консистория
  • Особый интерес
  • ВАШ ПОКОРНЫЙ ПОСЛУШНИК…
  • РОДОВОЕ ГНЕЗДО БОРКИ