Долг

Рубрика : Островский край.

Старшие школьники ухаживают за обелиском, установленном в дер. Перевоз. Они знают: в братском захоронении покоятся и те, кто погиб в 1941,защищая деревню, и те, кто освобождал её в 1944, и те, кто умер в немецком концлагере. И если на соседних зданиях видны следы граффити (постарались те же школьники), то на территории захоронения в любое время порядок, ухоженность, живые цветы. Значит, не поднимается рука у нашей, казалось бы, бесшабашной молодёжи на святые для всех могилы.
Без всякого бумажно-официального отчёта понятно: вот это и есть результат того, что называется «военно-патриотическим воспитанием».
Совсем недавно, в простом крестьянском труде и без лишних громких слов становились гражданами своей страны ученики той же Рубиловской школы Николай Савлук и Артём Васильев. Теперь, пройдя «горячие точки», не всегда той страной обласканные, они хорошо понимают слово «долг» и слово «надо».
«Встречи с этими ребятами заменяют десятки официальных мероприятий и дежурных слов о любви к Родине, к своим близким — нужно просто видеть, как слушают молодых односельчан наши ученики», — говорит Марина Алексеевна Столярова, вожатая Рубиловской школы.
Одной из новых форм работы является создание детских общественных объединений военно-патриотической направленности. В 2001 г. в Первомайской школе был создан отряд «Долг» — первоначально лишь для подготовки к игре «Зарница», а затем, когда стало понятно, что подобная деятельность ребятам интересна, отряд стал действовать на постоянной основе. Кроме традиционных для такой детской организации дел, появилось совершенно новое: удалось не только установить связь с юными гвардейцами из далёкой Сибири, но и провести совместный летний палаточный лагерь в июле 2004 г. Дружба между ребятами из различных регионов России продолжается по сей день. Партнёрские отношения установились у ребят из отряда «Долг» и с Островской гимназией: деревенские школьники неоднократно посещали библиотеку, музей гимназии, присутствовали на церемонии принятия торжественной клятвы курсантами военно-морского класса. Знакомство продолжилось во время ответного визита гимназистов, в ходе игры «Морской бой» и дружеского чаепития. Во время поездки в Москву, в Музей Великой Отечественной войны, вместе с ребятами из «Долга» были и несколько их новых друзей из Островской гимназии.
Тесное сотрудничество установлено и с сельским Домом культуры, разработан единый план работы Первомайской школы и СДК по подготовке к празднованию 60-летия Победы. Как правило, такое взаимодействие характерно для большинства сельских школ и сельских ДК.
В 2004 г. в гимназии также была создана молодёжная военно-патриотическая организация «Молодые Росичи». Её целями являются привитие подросткам чувства чести, долга ответственности за судьбу своей Родины; воспитание патриотов своего Отечества на основе исторических традиций; укрепление здоровья обучающихся.
Итак, накопленный образовательными учреждениями города и района опыт показывает, что военно-патриотическая работа интересна, увлекательна, необходима для молодёжи. Нужно отметить, что такого рода деятельность была бы невозможна без реальной поддержки со стороны местных властей, Управления образования, командования воинских частей, расположенных на территории района. Не было случая, чтобы такие офицеры, как полковник В.В.Головач (в\ч356ОО), подполковник В.П. Матвеев (29-й отдельный полк РЭБ), офицеры гарнизона «Веретье» А.С.Тимощук, В.В. Тюрин, А.Н. Уланов, СИ. Князев не откликнулись на просьбу о помощи, будь то подготовка летнего лагеря для подростков, организация экскурсии или проведение занятия для «зарничников».
В каждой школе сложились свои традиции и приоритеты патриотического воспитания. Воссоздаются и обновляются утраченные формы деятельности. Наряду с проверенными временем появляются нетрадиционные, яркие, современные методы.
Такие уникальные объединения, как кадетские классы, военно-патриотические клубы и отряды бросают вызов скептикам, утверждающим, что нынешняя молодёжь и патриотизм — понятия несовместимые. Постоянно растёт число детей и подростков, желающих стать их членами. Многообразие существующих детских объединений, программ деятельности помогает ребёнку найти своё место в жизни, самореализоваться, дает воспитанникам знания, навыки и умения, необходимые для формирования качеств лидеров, организаторов. В обозримом будущем именно такие лидеры могут взять на себя ответственность за решение многих задач развития нашего общества.
Духовное богатство очень легко растранжирить, а вот вновь накопить куда сложнее. Будем надеяться, что мысль великого русского писателя Ф.М. Достоевского о сущности патриотизма останется и для будущих поколений актуальной, социально значимой, наполненной реальным смыслом.
Н. Темняк,
учитель истории и обществознания Первомайской о/о школы (фото автора).


В дополнение к этой статье, советую прочитать:
  • Посвящение в курсанты
  • В День Победы
  • Славе не меркнуть, традициям — жить
  • Краеведение Острова в школе
  • Цели и задачи советской школы