ДУРАК И БЕРЕЗА анализ
Глупец ничего не делает, он оторван от реального, практического мира. Ю.И. Юдин отмечает, что глупый герой в сказке противопоставлен персонажам, обозначенным по их социальной функции (барин, работник, купец, солдат и т. д.):
«он становится дураком по призванию… поэтому и сказка называет своего героя просто «дурак» этим ставит его в особое положение среди окружающих».42
Итак, глупый герой сидит на печи, и эта деталь настойчиво повторяется в бытовой сказке. Герой-дурак в волшебной сказке также связан с печью: «В то время как «щеголеваты и тароваты» братья торгуют, занимаются хлебопашеством, Иванушка-дурачок полеживает на печи или сидит за печью в золе, пепел пересыпает, сажу колпаком меряет».43
Исследуя волшебную сказку, Е.М. Мелетинский объясняет связь героя-глупца с печью тем, что в системе архаического права младший сын, наследуя дом отца с очагом, автоматически становился «хранителем очага», т. е. поддерживал родовой культ:44 «младший сын — хранитель очага, и, следовательно, исполняет обряды, связанные с культом предков».45 О связи героя-глупца волшебной сказки с культом предков (через печь) писал и В.Я. Пропп.46 Есть основание предполагать, что и в бытовой сказке отражается архаическое представление о связи младшего сына в семье с очагом и культом предков.
В круг занятий дурака в бытовой сказке входит игра на музыкальных инструментах. Этот инструмент дурак получает в наследство от отца: Умирая, отец оставил одному [брату] корову, другому коня, а Ванюшка попросил дудочку, чтобы плясал живой и мертвый (Соб.-81, 7).
Дурак может также получить музыкальный инструмент в результате обмена или купли-продажи: [Отец посылает Ваню-дурака пасти скот. В поле к Ване пришел старый старичок, сам с ноготь, борода с локоть и предложил обмен: рожок за бычка] «Ты, — говорит, — этим рожком развеселишь свою скуку; даже никогда не забудешь этот рожок и получишь через этот рожок много счастья. Ты, — говорит,-отдай мне бычка и тогда у видишь, чего будет с этого рожка». Думал-подумал Иван-дурачок — отдал бычка. Старичок бычка взял, рожок Иванушке отдал, сам сгинул как не бывало. Вот Иванушка-дурачок заиграл, видит — весь скот пляшет (Рус. ск. Сиб., 3). В псковской сказке; [Ваня-Дураня работал у барина два года и получил за работу грош] Поехал раз Ваня в поле орать. Видя в поле, по канаве, иеловек какой-то сидит и на скрипке играе.
— Продай скрипку, — говорит Ваня.
— А скольки дашь? — говорит мужик.
— Хошь грош?
— Мало, давай пятацок.
-Да грош боле пятацка.
— Ну грош давай!
-Ас гроша сдаца найдется?
— Не, не будя, — говорит мужик.
— Ну так скидавай одежу вместо сдаци.47
А.Н. Афанасьев приводит следующий пример: дурень по недосмотру сжигает мешок ладану, и в награду за это Бог дает ему дудку (волынку), под звуки которой пляшут овцы.48
Таким образом, дурак получает чудесный музыкальный инструмент от чудесного дарителя («старый старичок» похож на «дарителя» из волшебной сказки). Герой-глупец бытовой сказки может вступать в контакт с потусторонними, сверхъестественными силами (именно они являются первоначальными обладателями музыкального инструмента). В результате общения со сверхъестественными силами дурак получает дудку, жалейку, скрипку (т.е. сакрализованный музыкальный инструмент).
Все актуальные СберЛогистика отзывы сотрудников доступны на dreamjob.ru.