ДВА БРАТА…КУЗЬМА И ИВАН-БРАТЬЯ РОДНЫЕ
№ 123. Т. 6, № 37. В основе сказки — обычай, по которому годовые церковные праздники распределялись между деревнями одного церковного прихода или волости.
Судья по сказке А.А. Паничевой, хотя в праздничной деревне и пировала вся округа, не каждый приехавший на праздник мог прийти в любой дом; шли, прежде всего, в те дома, откуда сами в свое время принимали гостей в своей деревне в ее престольный праздник. Таким образом, в течение дня можно было побывать в нескольких домах, а если праздник длился два-три дня, то и в нескольких деревнях. Однако такое было возможно только в праздничные дни. Гостить долее и тем более набиваться в гости в будние дни, когда в крестьянском хозяйстве полно работы, считалось неприличным.
Героям своего повествования А.А. Паничева придает черты дурака бытовой сказки. Подобно набитому дураку — тому, что кричит, завидев похоронную процессию: «Таскать вам не перетаскать!» (СУС 1696 Набитый дурак), — они не знают известных всем обычаев, не знакомы с этикой поведения в праздники и в будни.
Подобно дураку, спихивающему с воза стол («… ведь у лошади четыре ноги, и у стола четыре ноги: так стол-то и сам добежит» — Афанасьев, № 400), жадные братья некоторые вещи соотносят слишком прямолинейно: гости съели столько, что самим братьям хватило бы на неделю, поэтому в ответ братья собираются «кутить» у своих гостей целую неделю. Но праздники длятся всего два дня, а затем навязчивых братьев прогоняют со стыдом.
№ 124 КУЗЬМА И ИВАН-БРАТЬЯ РОДНЫЕ. Т. 6, № 38.
Текст представляет собою еще одну оригинальную вариацию А.А. Паничевой на тему сказки о бедном и богатом брате и так же, как и ее сказка Про Ивана-бездельника (см. № 122), обнаруживает связь с сюжетными типами СУС 735 Две дот и СУС735А Горе (Нужда)’. жена богатого брата выживает из дома младшего, бедного брата; в руки младшего попадает клад, и он богатеет; старший брат из зависти хочет вредить младшему и разоряется. Сказочница словно демонстрирует возможности наполнения традиционной сюжетной основы новым и новым содержанием. Так, материалом для разработки мотива «В руки бедного брата попадает клад» на этот раз у нее служат поверья и былички о кладах.
Местоположение клада в быличках чаще всего связывается с возвышенностями. По поверью, клад может покидать свое место и показываться людям, принимая различные облики, чаще всего облик животного: кошки, собаки, лошади и т. п. В таком виде клад может преследовать человека, для которого предназначен. Но не каждый способен его взять: нужно догадаться, что животное на самом деле есть клад, который стремиться даться тебе в руки, и ударить животное наотмашь тыльной стороной ладони, варежкой. Догадаться же может лишь тот, кто обладает соответствующим знанием. У А.А. Паничевой это жена бедного брата», что не случайно и соответствует традиции волшебных сказок, где чудесным знанием часто обладает именно жена или невеста героя, помогающая ему избыть беду и достигнуть благополучия. У А.А. Паничевой именно Марья, в отличие от мужа, понимает, что представляет собою появляющийся у горы и преследующий Ивана жеребенок и как следует вести себя в этом случае: «Гчупый ты, Иван, счастья своего не мог взять! Хорошо, что я поехала!».
Seo оптимизация и продвижение сайтов сео продвижение сайтов.
В дополнение к этой статье, советую прочитать: