Е.Т. Волковой свойственна любовь к деталям и подробностям

Рубрика : Сказки Псковской области

В сказке Нестеришка (№ 78) это капризная, избалованная барыня.

Будучи записанным на бумаге, текст не выражает всего богатства интонационных оттенков, вложенных, например, в одну только коротенькую реплику барыни, проснувшейся от того, что Нестеришка, которому барин задал задачу украсть с барыни рубаху, подлил под нее ржаную болтуху: «Ах! Обвалялась я вся!» Тут и комическое удивление, и смущение, и манерность, и изнеженность барыни! В сказке Жена-доказчица (№ 71) Е.Т. Волкова создает выразительный образ глупой, сварливой, грубой и высокомерной бабы, недовольной неравным, как ей кажется, браком: «Ты дурак! Я у батюшки была надета и набута, а как вышла за тебя — голая и босая!» Обычно в сказке типа СУС 1381 Жена-доказчица мужик случайно находит клад и, зная о болтливости супруги, из-за которой весть о найденном им кладе непременно дойдет до барина, подстраивает «чудеса» по пути к кладу. Когда старуха, разболтавшая-таки о кладе и вызванная к барину в качестве свидетельницы, рассказывает о виденном (щука свила гнездо

на дереве, заяц попался в рыболовную сеть и т.п.), барин принимает ее за ненормальную и прогоняет. В сказке Е.Т. Волковой не мужик находит клад, а жена попреками й бранью толкает мужа на преступление, и он решается выкрасть барский клад: «Только дураком меня не называй!» Понимая, что мужа могут поймать, баба думает: «И слава богу, что посодють!» И когда барин действительно подает в суд на мужика, злорадствует: «Вот, стоит тебе, змей-гад! И я стану в свидетели, что ты украл деньги!»

Е.Т. Волковой свойственна любовь к деталям и подробностям. Такова комическая сценка из сказки Нестеришка (№ 78), где барыня принимает Нестеришку, быстро раком пробравшегося под кровать, за собаку и волнуется: «Воздухмне спортить!» Подробно, в деталях, рассказывает сказочница, как Нестеришка изготовил чучело, чтобы выманить барина из комнаты, где находилась шкатулка с деньгами.

Себежскую сказочницу Валентину Викентьевну Артемович отличает любовь к длинному занимательному повествованию в несколько сюжетных ходов, с подробной разработкой эпизодов (№ 39 Сивка-Бурка). Так, заботой о занимательности рассказа обусловлена своеобразная разработка мотива узнавания героя после совершения им воинских подвигов: уставший и раненный в бою Иван-дурак забыл снова влезть в ухо Сивки-Бурки и принять свой обычный неказистый вид. Царевна понимает, что спящий в убогом обиталище Ивана-дурака красавец-богатырь и есть ее муж, и не может поверить своему счастью. Она отбяжить от будки — вернется, думаетъ: «Я обгляделась!» Снов прибяжить: а он спить крепким сном! Топ же заботой о занимательности обусловлен рассказ о мерах предосторожности, принятых царем и царевной, чтобы Иван не вернулся к прежнему своему облику дурака: царевна, слуги, войско и музыка — все ждут, лишь бы он пошевелился, чтобы тут же подхватить его под руки и с почетом препроводить во дворец. Усиливает занимательность рассказа и комическая разработка некоторых эпизодов повествования. Так, своих врагов Иван-дурак побеждает не с помощью меча-самосека или волшебной

дубинки, а буквально выметает их поганой метлой, которую по совету Сивки-Бурки обмакнул в навоз. Комичен выезд Ивана-дурака на поиски диковинной козы, свинки и кобылицы: «Дайте ему тую лошадь, на которой воду возят!» Ваня сел задом наперед, хвост в зубы, ладошкой по заднице — и пошел! Выразительна созданная сказочницей картина мощного бега чудесной кобылицы — матери Сивки-Бурки: когда эта кобылица бежала, с дерева сыпались все листья, лес стал голый: такое было дрожение!


В дополнение к этой статье, советую прочитать:
  • Сказки обнаруживают связь с различными фольклорными жанрами
  • В сказке и в тексте
  • Мотив любви пронизывает всю содержательную структуру сказки
  • Любовь отца и дочери друг другу и готовность пожертвовать собой
  • Сравнительный анализ вариантов сказки