Фольклорные компоненты в мифологическом повествовании не имеют самодовлеющего значения

Рубрика : Сказки Псковской области

Все мотивы в мифологическом повествовании находятся на точно очерченном сюжетной необходимостью месте и этиологически обоснованы.

Даже конечная судьба каждого волшебного предмета подробно обрисована: сандалии, сумка и шапка возвращаются Гермесу, который отдает их нимфам, голова Медузы водружается на щите Афины. Последний пример может быть самостоятельным эпизодом в подробной мифологии Афины, что показывает взаимопроникновение сюжетных ходов и линий в огромном мифологическом комплексе.

Как можно полагать, фольклорные компоненты в мифологическом повествовании не имеют самодовлеющего значения. В процессе осмысления мифа и его текстовой фиксации сказочность привносится как текстообразующий фактор, помогающий художественной фантазии повествователя соединить предание, являющееся продуктом коллективного сознания, в одно целое. Попадая же в мифологический рассказ, сказочный компонент приобретает те черты, которые характерны для мифа, т.е. он наделяется этиологическим свойством и в равной мере, как и мифообразы, служит объяснению конкретных деталей развивающегося сюжета.

Аналогичным образом можно рассматривать данный вопрос и на примере других мифологических фиксаций: о Геракле, Тесее, Арионе и др. В зрелой же античности сказки, возможно, осмыслялись как извращенное человеческой фантазией древнее предание, поэтому авторы, обращаясь к сказочным повествованиям, пытались отмежевать реальные, с их точки зрения, факты истории от временных наслоений. Поэтому заметно их стремление в каждом конкретном случае дать разумное истолкование волшебному, на первый взгляд, явлению. Так, фольклорные предания о малоазийских царях, бытовавшие на уровне сказок, в греческой литературе нашли отражение в исторических повествованиях о Гигисе, царе Лидии (у Платона в «Государстве» и у Геродота в «Истории»). Однако вопрос о компонентах сказочного в греческой исторической прозе уже представляется новой темой для разговора.

В.И. Охотникова


В дополнение к этой статье, советую прочитать:
  • Античная сказка как самостоятельный жанр в литературной традиции
  • Трактуются и персонажи
  • И царицу в тот же час В бочку с сыном посадили,
  • ВОЛШЕБНАЯ ТАБАКЕРКА. ..ПРОИВАНА-БЕЗДЕЛЬНИКА
  • СТАРЫЙ СОЛДАТ И ГОСПОЖА.