И мысли и чувства, которые высказаны в народной песне.

Рубрика : Сказки Псковской области

Необходимо обобщить и сложившееся в ходе урока представление о лирическом герое народной песни.

Предлагаем учащимся вспомнить героев песен, с которыми познакомились на уроке. Это молодушка, жалующаяся на свою судьбу; молодая жена, сестра, матушка, оплакивающие погибшего воина; умирающий вдали от родины солдат; девица, тоскующая в разлуке с милым. Все они безымянны. А если и появляется имя (такое, хоть и редко, но бывает), то герои с именем думают, чувствуют так же, изображаются в тех же привычных ситуациях, что и безымянные. Почему? Потому что герои народных лирических песен — образы обобщенные, собирательные.

И мысли и чувства, которые высказаны в народной песне.

— тоже обобщения. В них глубокая правда, выраженная с необычайной художественной силой. В самом деле, сказанное так: «Нет любви выше любви материнской и нет горя глубже горя матери», — понимается больше головой, чем сердцем. Но как пронзает эта правда сердце, когда слышишь песню о чистом поле, о ракитовом кусте, о трех ласточках и быстрой реченьке, которой пересоху нет, а родной матушке век унему нет! Как потрясенной душой понимаешь: это правда, правда на все времена, вечная правда!

Вот почему, несмотря на фантастичность, сказочность, некоторых образов и эпизодов песен, народ так определил разницу между сказкой и песней: Сказка — складка [вымысел], песня — быль.

Авторы методической разработки рекомендуют применять телевизионную передачу по сказке на одном из заключительных уроков по данной теме. Предполагается, что перед таким уроком учитель расскажет пятиклассникам о сказителях и собирателях русских народных сказок, об увлекательной работе фольклористов, о фольклорных экспедициях. Все это будет способствовать развитию школьного литературного краеведения.

Добавим, что к заключительному уроку желательно подготовить инсценировку сказок, выставку детских рисунков (ученики охотно иллюстрируют сказки), выставку книг (особенно ценны книги с иллюстрациями художников; книги, выпущенные в серии «Мои первые книжки» в издательствах «Малыш» и «Детская литература»).

Сказки Псковской области

(Из фонда фольклорного архива Межкафедральной лаборатории региональных филологических исследований Псковского педагогического института)

 

Песни, сказки, былины бытовали в одной и той же народной среде и сами были той художественной средой, которая окружала крестьянина от рождения до смерти. Образы, картины, представления, содержащиеся в фольклоре, впитывались с молоком матери, становились способом художественного мышления, И нетолько художественного. Так, в славянской песне обычна ситуация: девица черпает воду, молодец просит: «Милая моя, напои коня!» Та отказывает: «Не напою, боя не твоя!» В песне просьба напоить коня — не просто просьба. Здесь есть подтекст. Это признание и вопрос. Одно из самых распространенных девичьих гаданий на святки состоит в том, что из четырех лучинок складывается «колодец» и кладется под подушку со словами: «Суженый-ряженый, приходи коня поить!» Одна из женщин рассказала нам о своем святочном сне. Она брала воду из колодца. Подошел ее будущий муж:«Наташа, дай ведра коня напоить!» Она зачерпнула и подала. «Недели не прошло — на том же Пегашке приехал свататься!»

Устойчивые связи между определенными картинами, образами и представлениями существовали на уровне даже не сознания, а подсознания. Поэтому один образ вызывает по ассоциации /фугой. Поэтому «куст ракиты» вызывает представление об убитом воине и наоборот: образ убитого воина вызывает в сознании картину «Одинокий ракитов куст в чистом поле».

 

В поэтическом фольклоре существуют различные виды параллелизмов. В частности, палаллелизм, передающий душевное состояние человека, принято называть психологическим параллелизмом. Учитель решит, сообщать ли этот термин учащимся или ограничиться более общим понятием «поэтический параллелизм».

Dish dropstm таблетки для посудомоечных машин купить truparts.ru.

Рубрика : Сказки Псковской области , Декабрь 24th, 2014

В дополнение к этой статье, советую прочитать:
  • Далеко не все плясовые, или частые, песни шуточные.
  • Вселилась кручина в ретиво сердце
  • Цвели, цвели цветики, да поблекли
  • Звери и птицы разговаривают друг с другом
  • Пейзаж намекает на содержание песни