И мысли и чувства, которые высказаны в народной песне.

Рубрика : Сказки Псковской области

Необходимо обобщить и сложившееся в ходе урока представление о лирическом герое народной песни.

Предлагаем учащимся вспомнить героев песен, с которыми познакомились на уроке. Это молодушка, жалующаяся на свою судьбу; молодая жена, сестра, матушка, оплакивающие погибшего воина; умирающий вдали от родины солдат; девица, тоскующая в разлуке с милым. Все они безымянны. А если и появляется имя (такое, хоть и редко, но бывает), то герои с именем думают, чувствуют так же, изображаются в тех же привычных ситуациях, что и безымянные. Почему? Потому что герои народных лирических песен — образы обобщенные, собирательные.

И мысли и чувства, которые высказаны в народной песне.

— тоже обобщения. В них глубокая правда, выраженная с необычайной художественной силой. В самом деле, сказанное так: «Нет любви выше любви материнской и нет горя глубже горя матери», — понимается больше головой, чем сердцем. Но как пронзает эта правда сердце, когда слышишь песню о чистом поле, о ракитовом кусте, о трех ласточках и быстрой реченьке, которой пересоху нет, а родной матушке век унему нет! Как потрясенной душой понимаешь: это правда, правда на все времена, вечная правда!

Вот почему, несмотря на фантастичность, сказочность, некоторых образов и эпизодов песен, народ так определил разницу между сказкой и песней: Сказка — складка [вымысел], песня — быль.

Авторы методической разработки рекомендуют применять телевизионную передачу по сказке на одном из заключительных уроков по данной теме. Предполагается, что перед таким уроком учитель расскажет пятиклассникам о сказителях и собирателях русских народных сказок, об увлекательной работе фольклористов, о фольклорных экспедициях. Все это будет способствовать развитию школьного литературного краеведения.

Добавим, что к заключительному уроку желательно подготовить инсценировку сказок, выставку детских рисунков (ученики охотно иллюстрируют сказки), выставку книг (особенно ценны книги с иллюстрациями художников; книги, выпущенные в серии «Мои первые книжки» в издательствах «Малыш» и «Детская литература»).

Сказки Псковской области

(Из фонда фольклорного архива Межкафедральной лаборатории региональных филологических исследований Псковского педагогического института)

 

Песни, сказки, былины бытовали в одной и той же народной среде и сами были той художественной средой, которая окружала крестьянина от рождения до смерти. Образы, картины, представления, содержащиеся в фольклоре, впитывались с молоком матери, становились способом художественного мышления, И нетолько художественного. Так, в славянской песне обычна ситуация: девица черпает воду, молодец просит: «Милая моя, напои коня!» Та отказывает: «Не напою, боя не твоя!» В песне просьба напоить коня — не просто просьба. Здесь есть подтекст. Это признание и вопрос. Одно из самых распространенных девичьих гаданий на святки состоит в том, что из четырех лучинок складывается «колодец» и кладется под подушку со словами: «Суженый-ряженый, приходи коня поить!» Одна из женщин рассказала нам о своем святочном сне. Она брала воду из колодца. Подошел ее будущий муж:«Наташа, дай ведра коня напоить!» Она зачерпнула и подала. «Недели не прошло — на том же Пегашке приехал свататься!»

Устойчивые связи между определенными картинами, образами и представлениями существовали на уровне даже не сознания, а подсознания. Поэтому один образ вызывает по ассоциации /фугой. Поэтому «куст ракиты» вызывает представление об убитом воине и наоборот: образ убитого воина вызывает в сознании картину «Одинокий ракитов куст в чистом поле».

 

В поэтическом фольклоре существуют различные виды параллелизмов. В частности, палаллелизм, передающий душевное состояние человека, принято называть психологическим параллелизмом. Учитель решит, сообщать ли этот термин учащимся или ограничиться более общим понятием «поэтический параллелизм».


В дополнение к этой статье, советую прочитать:
  • Далеко не все плясовые, или частые, песни шуточные.
  • Вселилась кручина в ретиво сердце
  • Звери и птицы разговаривают друг с другом
  • Цвели, цвели цветики, да поблекли
  • Пейзаж намекает на содержание песни