Идея родственности в волшебной сказке имеет не бытовой, а все охватный символический смысл

Рубрика : Сказки Псковской области

Иванушка-дурачок самим фактом своего присутствия в сказке создает особое магнетическое поле, к которому притягивается все по-настоящему живое, жизнеспособное в природе.

Парадоксально, но факт: в мире людей, даже в своей семье дурак — чужой, никчемный, ненужный, всеми презираемый, в мире природы он — свой. О натурфилософском смысле этого чувства родственности дурака и природы, причастности его тайнам и таинствам писал один из первых исследователей образа А.М. Смирнов: «Иванушка в полном смысле дитя природы, сын земли. Он вырос в ее атмосфере, пропитан ее духом… Видя, как в мощном просторе вселенной природа’раскидывает миллионы жизней и какие глубокие тайные силы хранит она в себе, народ в первобытном наивном взгляде мог глубже смотреть на нее».4 И для нашего Иванушки природа не стала средством житейского хищничества или орудием благосостояния (так ее стали оценивать «умные» люди); она по-прежнему воспринималась «как живое личное существо, владеющее тайными чудесными силами, гораздо более замечательными, чем силы культуры».5

Идея родственности в волшебной сказке имеет не бытовой, а все охватный символический смысл. Русская сказка об Иванушке-дураке учит: «жить нужно не для себя/эгоизм и не для других/альтруизм, а со всеми и для всех».6 Именно Иванушка-дурачок в сказке выступает хранителем семейнородовых традиций и интересов. В его образе мощное родовое «мы» противостоит индивидуалистическому «я».

Проблема сущности и видимости в образе Иванушки-дурачка реализует себя через оппозицию высокого/низкого. Причем эта важнейшая оппозиция в сказках об Иванушке-дурачке обнаруживает парадоксальную тенденцию перехода одного положения в другое. Прежде всего это касается социального статуса героя. Разработанная нами схема образа Иванушки-дурачка дает возможность наглядно продемонстрировать учащимся радикально изменившееся социальное положение героя (первый и последний пункт схемы).

Низкое положение героя в начале сказки обусловлено его природной ущербностью и социальной обездоленностью. Иван-дурак чаще всего третий сын или сын вдовы, семья его принадлежит к низшему, третьему (крестьянско му) сословию. Сказка умалчивает о рождении героя, в нем не было ничего чудесного, необыкновенного. Она представляет его молодым человеком брачного возраста, с устоявшейся репутацией недоумка, глупца, безумца. Для этого в сказке используются устойчивые формулы, типа: Жил в деревне мужик, и было у него три сына, два умных, а третий — Иванушка-дурачок; Жил-был старик; у него было три сына, третий-от Иван-дурак; Жила-была старуха, у ней был сын дурак.

В отличие от младшей (третьей) дочери волшебных сказок, которая с самого начала выводится умницей и красавицей, Иванушка-дурачок предстает жалким, неказистым существом с неприглядной внешностью: « …платьишко на нем худое, весь в саже, волосы дыбом». Однако подобно героине, которую сказка противопоставляет сестрам, Иванушка-дурачок оказывается противопоставлен двум старшим братьям.

Старшие братья относятся к Ивану как к никчемному человеку, недолюбливают его, подсмеиваются над ним, нередко унижают, даже поколачивают, а главное — стыдятся его. Обычно на просьбу Иванушки взять его с собой (на базар или свадебное ристалище) следует категоричный отказ: «Замолчи, дурак! Что тебе там делать?» (№ 39 данного сборника); «Сиди, дурак, на печи, чего ты поедешь?Людей, что ли смешить!» (Сивко-Бурко, сб. А.Н.Афанасьева); «Что ты, дурак! Куда собираешься? Али людей смешить?» (Мудрая жена, сб. А.Н. Афанасьева). В родной семье Иванушка оказывается отверженным, изгоем.

Такое незавидное положение Иванушки-дурачка в семье, на первый взгляд, объяснимо нравственно-психологическими свойствами самого героя. Ведь Иванушка-грязнуля. Он нежелает умываться, причесываться, вечно сморкается, одевается неряшливо и нелепо. Но самый главный его порок для крестьянской семьи заключается в том, что он невероятный лентяй. Во всех сказках особенно подчеркивается, что дурак работать не работал, все на печке лежал, мух ловил: старшие работают, дурак лежит на печи да в камешки с котом играет; Лежит на печи, до работы охоты у него нет; Третий сын ничего не делал. Только на печи сидел и сморкался; Дурень сидит за печью и пепел пересыпает.


В дополнение к этой статье, советую прочитать:
  • Идея родственности в волшебной сказке
  • ДУРАК И БЕРЕЗА анализ
  • Попробуем высказать некоторые предположения о генезисе
  • Рассмотрим сюжеты Дурак и береза (СУС 1643) и Набитый дурак (СУС 1696).
  • В качестве домашнего задания прочитать тексты