Именно шесть лет были минимальным сроком для формирования боеспособного войска

Рубрика : Легенды и были о княгине Ольге в Псковской земле

В 811 году болгары-тюрки хана Крума отрубили голову византийского императора Никифора и Затем хан «… обнажив кость и оковав снаружи серебром, заставлял, превозносясь, пить из неё архонтов славян»: Этот «тюркский обычай — один из наиболее важных ритуалов почитания бога Тенгри — обожествлённого неба. Обычай этот очень древний — так поступали скифы, которые делали чаши из черепов только самых лютых врагов, как об этом рассказывает отец истории — Геродот, живший1 в V веке до н.э.

Так поступали кельты — европейский народ, живйыий до прихода римлян во Франций: «…а кельты — о ужас! -охотно обделывают в золото кости головы и сохраняют такие чаши для пиров»- об этом сообщает римский писатель Тиберий Катий Силий Италик в I веке н.э.

Итак, Святослава должны были хоронить враги, хоронить по тенгианскому ритуалу и вдали от Русской земли.

Княжившему в Киеве Ярополку о смерти его отца сообщил Свенельд, сумевший сохранить свою дружину и довести её до Киева. Для понимания дальнейших событий является чрезвычайно выжным то, как должен был вести себя Ярополк, ставший князем вместо своего отца. Нужно иметь в виду также и то обстоятельство, что власть конунга-князя в языческой стране была в значительной степени сакрализована, и от судьбы князя зависела в какой-то мере и судьба государства. Имели значение и обряд погребения, и месть в том случае, если князь был убит. Очень похожая ситуация имела место во время гибели отца Святослава князя Игоря в земле Древлян в 945 году, затрагивающая вопросы отношения к жизни емерти, мести и погребального обряда. Этот эпизод связан с войной княгини Ольги против древлян. Он изложен выше. Хочу только отметить, что на погребальном пире на могиле Игоря Ольга велела своим воинам перед избиением древлян «пить на них», что близко фольклорному выражению — есть или пить «по нём» — на поминках-по умершему. Поскольку Хан Куря «… пьяху по нём» в эпизоде со Святославом, видимо, и там справлялись поминки, то есть, было и само погребение.

Однако, ситуация, в которой оказался Ярополк в 972 году, радикально отличалась от той ситуаций,’в которой была Ольгав 945 гдду. Дело в том, что серьёзного войска для походка в степь у Ярополка ещё не было. Почти всё ойо ушло со Святославом на Дунай и тампогибло. Максимум, на что Хватало ярополкОвой рати — так это на небольшую междуусобную войну с братом — Олегом Дрйв-лянским, в которой последний и погиб в 977 году под

городом Овручем. Только в 978 году, то есть спустя шесть лет после гибели Святослава, есть короткое упрминание летописи о событии, существенном для моего изложения: «Победи Ярополк Печенеги и возложи на них дань».

Видимо, именно шесть лет были минимальным сроком для формирования боеспособного войска, способного нанести поражение враждебной группировке печенегов. А в 979 году печенежский князь Илдея пришёл в Киев и бил челом Ярополку, просясь на службу. Был принят, получил в кормление грады и волости и пребывал в великой чести у Ярополка. Весьма вероятно, что во время похода 978 года у киевского князя были в степи союзники. Хорошо известно, что какое-то печенежское войско ходило вместе со Святославом на Дунай и участвовало там в боях против византийцев. Очевидно, не все печенеги одобряли убийство их бывшего полководца. Итак, печенеги были разные — одни осаждали Киев при княгине Ольге, а другие были в то же самое время союзниками её сына Святослава. И для того, чтобы это понять, необходимо совершить небольшой этнографический экскурс в печенежскую степь X века, в ту самую степь, которая была зубной болью и для Руси, и для Визнтии во всё правление Игоря и Ольги в Киеве.


В дополнение к этой статье, советую прочитать:
  • После Ольги: дунайский исход Святослава
  • Окружение княгини Ольги
  • Высчитывали дату рождения Ольги и другим способом
  • Странный и поучительный контраст
  • Что мы знаем о княгине Ольге?