ИСПЫТАНИЕ СОВЕСТИ
Христианская мораль, заповеди предков, сан первосвященника обязывали патриарха Тихона к покорности властям.
Носовесть? Уместно вспомнить, как толкует это слово В. И. Даль: «…внутреннее сознание добра и зла; тайник души, в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка… чувство, побуждающее к истине и добру, отвращающее ото лжи и зла…». Из рукописных документов архива открылось, что предкам патриарха, его однофамильцам, землякам неоднократно приходилось решать вечный, «гамлетовский», вопрос: «быть или не быть»? Выполнять заповедь «всякая власть от Бога» или поступать по своим убеждениям и совести? Убедительный ответ объемном, в двести страниц, «Деле по обвинению священника Алексея Матвеевича Беллавина». В немистория мужественной борьбы рядового священника с многочисленными государственными чиновниками. В прошении A.M.Беллавина к псковскому архиерею есть такие строки: «вопреки своему званию, обязывающему меня к кротости и смирению, я забыл порядок службы и отважился не только причинять грубости штатному смотрителю народных училищ коллежскому асессору Семенову, который был,моим прямым начальником, но отзываться неприличным образом на счет самою министра народного просвещения и выставлять его врагом всей церкви…». Из —за чего же смиренный батюшка
затеял тяжбу с начальством? Может быть, его обидели лично, ущемили в жалованье, обошли наградами, повышением? Причина иная, более возвышенная, благородная, «движимый пасторскою ревностью, я никак не мог предпочесть Бову Королевича священному писанию». Конфликт из—за методов преподавания, начавшийся в 1842 году, тянулся очень долго. Священник обращался к уездным, столичным, губернским властям, но везде ему ставили в вину «ослушание начальства» Лишенный должности, Беллавин с женой и четырьмя малолетними детьми остался без средств к пропитанию, но продолжал отстаивать свои взгляды. И все-таки правда восторжествовала. После обращения к императору сенат вынес определение: «Бывшего законоучителя Торопецкого училища священника А.М.Беллавина допустить к занятию должности священника и священноучителя».
Да, жить по совести, по правде во все времена было нелегко, в чем убеждают другие примеры и из жизни Беллавиных В 1865 году священник Николай Иванович Беллавин находился под следствием по жалобе помещика Ширяева и княгини Лобановой за то, что дозволил «крестьянам рубить церковный лес и пахать церковную землю» За такое самовольство батюшку отправили на три месяца в монастырь в черные работы, а ведь по христианской морали он совершил доброе дело поделился с крестьянами землей и лесом Еще огорчительнее было то, что его предал (написал донос) сослуживец дьячок Иван Меньшиков И все-таки всегда находились мужественные люди, которые не боялись отстаивать справедливость Отец патриарха И Т Беллавин всегда старался помогать бедным прихожанам, а во время служения в Торопце
передал крестьянам в пользование часть озера, принадлежащего церкви.
В документах архива зафиксировано немало примеров, когда священнослужители защищали от своеволия помещиков крестьян и даже укрывали беглых крепостных, оказывали помощь преступившим закон арестантам, дезертирам. Важно заметить, что в большинстве случаев конфликты и спорные вопросы в консистории рассматривались весьма скрупулезно и, в основном, решались по справедливости. Это во многом зависело от мудрости архиереев. Как известно, церковные власти осторожно относились к различным мирским новшествам в науке, технике, искусстве. Когда появилось кино, наиболее консервативные священнослужители считали грехом смотреть «туманные картинки». А вот сельский священник из Торопецкого уезда Петр Беллавин обратился в Псковскую епархию с крамольной просьбой: «по воскресным и праздничным дням производить в церковноприходской школе религиозно—нравственные чтения, сопровождая таковые картинками волшебного фонаря, приобретенного мною для означенной цели». ‘Резолюция была такова: «Призываю Божие благословение на доброе дело… Епископ Антонин».
Благотворительный фонд помощи больным лучших благотворительных фондов.
В дополнение к этой статье, советую прочитать: