Исследовательский материал
Выдающийся псковский исследователь гражданского зодчества Ю.П. Спегальский, увлеченный образами и идеями реконструкции гражданской архитектуры Пскова XVII века, углубляясь в историю отдельных памятников, использовал сведения путеводителя.
Им были выявлены первоначальные или же наиболее ранние владельцы каменных палат; по фамилиям купцов Русиновых, Ямских, Трубинских стали именоваться памятники гражданского зодчества. Часть древних зданий сохранила названия, традиционные для Пскова, современного Н.Ф. Окуличу-Каза-рину: Солодежня и дом Печенко, палаты на Романовой горке и ряд других. В последнее десятилетие XX века в результате историко-архивных изысканий установлены новые имена первых владельцев-строителей каменных палат — Поликарп Бахорев, Аксентий Пушечников, Еким Рокотов, Демид Быков, Семен Сабров.1 С именами этих псковичей связаны даты строительства гражданских зданий — 1б7О-1б9О-е годы. В этой области сделаны находки, уточняющие процесс развития гражданского зодчества в Пскове. Разрешен спорный вопрос о времени строительства палат Сергея Ивановича Поганкина: ныне время возведения палат убедительно датировано 1671-1679 годами.2 В целом начало каменного гражданского зодчества в Пскове пока остается в рамках второй половины XVII века.
Исследовательский материал, однако, не оказал большого влияния на изменение архитектурного облика памятников гражданской архитектуры: в Пскове не осуществлено ни одной реставрации каменных палат XVII века, хотя разработан ряд проектов. Лучшие образцы зданий приведены в аварийное состояние, разрушение идет быстрыми темпами, и судьба зданий решится в ближайшие годы. В этом случае «Спутник» Н.Ф. Окулича-Казарина окажется последним оптимистичным изданием, повествующим о хорошей сохранности и полноценной жизни палат, но… в начале XX века.
Пожалуй, первым из современных ему исследователей Н.Ф. Окулич-Казарин обращает серьезное внимание на характеристику градостр —тельной структуры средневекового Пскова. Неправильную планировку, криволинейность улиц разной ширины он объясняет топографией рельефа, диктовавшей застройку городских территорий. При оценке автором принципов градостроительства средневекового Пскова мы вновь встречаемся с предубеждением, сформированным европейскими регулярными планировками, введенными в российские города еще при царствовании Екатерины II. Дореволюционными исследователями не принимались во внимание функциональность и эстетическое значение архаической планировки Пскова, существовавшей до конца XVIII века. Искусственное выпрямление улиц центра Пскова создало смешанную градостроительную систему, в которой элементы архаики и регулярности равноценны по своему историко-архитектурному значению.
Все, что кратко рассмотрено здесь, — свидетельство непростой истории нашего города за прошедшее столетие. В ней смешались противоречия разумной деятельности по сохранению архитектурного наследия древнего Пскова, инерции и беспокойных периодов потребительского отношения к памятникам. Все эти годы, обращаясь к более устойчивому времени, когда Николаем Фомичем Окуличем-Казариным создавался «Спутник по древнему Пскову, читатель находил в нем опору, осознавал непреходящую духовную, художественную и материальную ценность псковского зодчества.
И.Б. Голубева,
ведущий искусствовед
Псковского института
«Спецпроектреставрация»
В дополнение к этой статье, советую прочитать: