Историйки-приказки

Рубрика : Сказки Псковской области

Сказка Марии Андреевны Куляшовой из д. Усово Невельского р- на, в которой жених-дурень перепугал свою невесту и будущую тещу, вывалявшись в дегте и перьях и в таком виде свалившись с печи, откуда старался разглядеть, каков получился испеченный для невесты надельный пирог (№ 91), прозвучала в ходе разговора о том, как пекли и украшали такой пирог.

Подобная функция «сказки к слову» определяет и ее особенности. Обычно это коротенькая историйка, сказка-приказка («такей анекдот, приказка такая», по словам В.И. Нарвут). Она может быть неразвернутой, одномотивной. Михаил Васильевич Стацевич из д. Литвиново, Невельского р-на, рассказывает, как сваты расхваливают хозяйство жениха, и в свой рассказ вплетает приказку: «Вот случай расскажу. Он был в солдатах и жил далеко. Он девушке говорил, что у меня лавка, мельница. Привел и показывать стал: лавка — садятся на которую, а мельница — жернова крутят» (№ 52 Богатрш жених).

Неоднократно записана нами приказка об умной невесте, и каждый раз (кроме № 57) она звучала к слову в одной и той же ситуации, когда шел разговор о свадьбе, а конкретно — о сватовстве. Один из текстов, помещенных в этом сборнике, записан от Валентины Андреевны Качановой из д. Спасс -Балаздынь, Невельского р-на. Он состоит из короткой фразы, где обозначена ситуация (Приехали сваты, застали невесту без платья, спрашивають…) и краткого же, в две реплики, диалога («Почему сорока без хвоста?» А в дож нет собаки. Им отвечают: «А у нас двор без ушей!») (№ 56). Другой текст, записанный в Пушкиногорском р-не, чуть более распространен и содержит объяснение, почему невеста оказалась без сарафана: она ткет и боится при этом протереть ситцевик (№ 55).

В упомянутой уже д. Спасс — Балаздынь Татьяна Ивановна Котова рассказывала, как раньше сваты, приехавшие издалека, обязательно расспрашивали о невесте людей и прежде всего пастуха, который каждый дом в деревне знает и каждую хозяйку: наняв пастуха на сезон, жители деревни поочередно кормили его и предоставляли ночлег. И снова коротенькая историйка-приказка к слову — Как сваты пастуха о невесте расспрашивали (№ 74).

В д. Пестюхино, Усвятского р-на, Ефросинья Павловна Белова рассказывала нам, каким тяжелым был крестьянский труд: работаешь-работаешь — день длинным покажется. И тут не обошлось без приказки Как цыган и мужик солнце уговаривали (№ 105).

Композиция двух последних приказок идентична композиции сказки-приказки об умной невесте: лаконичное обозначение ситуации и диалог в две реплики.

Историйки-приказки к слову, украшающие речь, могут быть и более развернутыми: в два и даже три эпизода. Таковы уже упомянутые Как невеста на свадьбе голосила (№ 77), Как баба свинью замуж отдала (№ 83), Жених-дурень (№ 91): При этом они все же остаются короткими сказочками.

Сказки-приказки, сказочки к слову, не имеют формульного сказочного зачина («Жили-были…»), заметно стремление рассказчиков придать им оттенок действительно бывшей истории. Таковы начало в приказке М.В. Стацевича Богатый жених (№ 2): Вот случай расскажуконцовка в сказке Женидг-дурень (№ 91): Да и разное было, разное!

В сборнике, кроме здесь упомянутых, есть и другие краткие тексты сказок: № 10 Про козу, № 20 Горошина, № 44 Жених из бочки, № 64 Про быка, № 72 Сказка Про клад и др. К сожалению, неопытные собиратели не зафиксировали ситуацию, в которой прозвучали эти тексты, и о природе этой краткости в таком случае остается только гадать: является ли она функциональной или это результат забвения, разрушения текста или отсутствия вдохновения.


В дополнение к этой статье, советую прочитать:
  • Связь с народным театром
  • Псковская сказка в контексте немецкого романтизма
  • Отмеченным звездочкой
  • ПРО ИВАНА ДУРАКА…Слепой и глухой…ЦЫГАН И МУЖИК
  • УМНАЯ НЕВЕСТА…СKA3KA ПРО КЛАД