Как цыган и мужик солнце уговаривали
У сказочницы из Опочецкого р-на Натальи Яковлевны Николаевой, для которой характерно внимание к душевным движениям персонажей сказки, в сюжете о мачехе и падчерице (№ 35 Ручеек слёз) образы отца героини сказки и её мачехи разработаны не без влияния популярного на Псковщине романса-баллады об отце, погубившем дочь ради новой жены, которая потребовала:
Иль убей её, иль в приют отдай,
Только сделай ты всё поскорей!
А не сделаешь — я уйду от тебя,
Мне одной будет жить веселей!
В сказке: «Как хошь, а всё ж куда-то её девай: хошь вбей, хошь занеси, а я не могу с ней жить!» Как и в балладе, в сказке отец поставлен перед выбором и решается предать дочь; Ну, что ж деду делать? Жалко с дочкой расставаться! И хороша баба! Думает: «Буду я с бабой жить и заведу дочку в лес!»
Сюжет Как цыган и мужик солнце уговаривали (№ 105), где уставший от работы в поле цыган просит: «Солнышко, ниже, ниже!», обнаруживает близость к детской песенке-закличке и ко всей ситуации, в которой такая закличка звучала. Сравним: Песню пели дети, когда пасли скот. У меня не было отца. Мы гоняли коров. В поле, бывало, надоест за день, просишь, чтоб солнце раньше закатилось:
Солнышко, маменька!
Закатися раненько!
Твои детки плачуть,
По камушкам скачуть,
Блинов напекають,
Маму дожидають!
Часов жа не было! Постен меряешь: сколько времени? Против солнца встанешь. К вечеру постен большой-большой делается, а в обед постен перешагнешь! Постен — это своя тень или от дерева. Отметишь начало постена — и меришь шагами. (Записано от М.В. Шульц, 1910 г. рожд., в д. Шеклаки, Бояриновской вол., Себежского р-на — ФА ПГПИ за 1991 г., т. 3, № 29). Исследование Г.В. Лобковой заставляет предполагать, что и сюжет Как цыган и мужик солнце уговаривали, и приведённая выше детская закличка генетически связаны с псковской традицией голошений и заклинаний в поле. Ср.: И да покатилася любимая правельная солнышка, \Да всё за этаи, за тёмнаи, за еты леса тёмный, | Да ты скажи-кася, любимая правельная солнышка, \Да как(ы) тяжело мне на ета(и) крутой работуииси!’В пользу такого предположения свидетельствуют также и материалы двухтомника «Традиционная народная культура Псковской области»: во время пастьбы в поле девочки могли голосить (плакать голосом), по имеющемуся в звукозаписи рассказу, девочка с семи лет пасла гусей, причитывала на солнышко, чтобы оно закатилось и можно было скорей пойти домой…» 2Там же имеются свидетельства о бытовании детских жатвенных причитаний и жатвенном обрядовом причитании жниц-поденщиц, зафиксированном в Новоржевском р-не: «Солнушка милысливыя, ну поскарей закапывайся», «…Катись ниже, ниже, | Паскарей, скорей…» 3
В сказке Как сваты пастуха о невесте расспрашивали (№ 74) ответ пастуха сватам почти дословно воспроизводит свадебную корильную песню. Впрочем, возможно, что именно песня восходит к сюжету о сватах и пастухе. Сердитые зрители на свадьбе, требуя угощения, пели:
Хороша б невеста -Нашла б ближе жениха!
Если б был жених хороший -Не поехал б за сто верст!
Городская дача комплекс сауна воронеж отзывы.
В дополнение к этой статье, советую прочитать: