Как влияет народная волшебная сказка на культуру детства
«Голос русской сказки» на уроке литературы (материалы к изучению русской народной сказки «Аленький цветочек»)
Эти слова, сказанные русским философом И.А. Ильиным на вечере русской сказки в Берлине 3 мая 1934г. не потеряли своей остроты и значимости. Духовная, педагогическая и художественная ценность народных сказок несомненна, они отражают душевный склад и опыт народа, воспроизводят мир в его целостности, сложности и красоте. Сказка дает богатейшую пищу детской фантазии, эмоционально приобщает к понятиям о добре и зле, формирует «поэтическое чутье», необходимое не только для понимания сказки, но и любых произведений искусства.
Классическим примером того, как влияет народная волшебная сказка на культуру детства, является любимая многими поколениями детей и взрослых сказка «Аленький цветочек». Она полюбилась читателям в литературно обработанной и близкой к народному оригиналу форме, в которой записал ее С.Т. Аксаков в 1856-1857 гг. по воспоминаниям собственного детства для внучки Оленьки. Сказка опубликована как приложение к повести «Детские годы Багрова-внука» — одной из самых поэтичных и целомудренных историй русского детства. В составе композиции повести сказка сублимировала национальные, из глубины веков идущие представления о красоте души, о могущественной силе любви и благодарности. Она созвучна общей идее книги Аксакова, но созвучна и потребности современного читателя в душевом ладе, в справедливости. «Добрым молодцам урок» сказка дает не только победой добра над злом, но и тем, что побуждает размышлять об основах народных этических представлений. Поэтому в современных школьных программах, при условии их вариативности и свободе творческого выбора учителя, русская народная сказка «Аленький цветочек» может изучаться как в начальной школе, так и в разделе «Фольклор. Русские народные сказки» в 5 классе. Только в зависимости от возраста, от образовательной ориентации класса уровни прочтения и изучения будут разными: от постижения нравственной коллизии, образов сказки в младшем школьном возрасте к выявлению идеи, типологических черт и эстетического своеобразия русской волшебной сказки. Элементы научного подхода к произведению, доступные школьникам, потребуют обращения к жанрово-родовым признакам народной сказки, проявятся умениях сравнивать и сопоставлять. Интереснейшую возможность такого аналитического подхода дает обращение на уроке к краеведческому материалу. С целью помочь учителю в создании такого урока в данной статье рассматриваются и сравниваются варианты сказки «Аленький цветочек».
Выявляя типологию сказки «Аленький цветочек», В.Я. Пропп называет ее «русским эквивалентом» известной сказки Апулея, тоже литературной обработки, сделанной римским писателем и мыслителем во II веке нашей эры. Сказки типа «Амур и Психея» особенно знамениты в истории мировой литературы. К этому циклу В.Я. Пропп относит и русскую сказку о Финисте -ясном соколе, указывая на общий тип героя (точнее, героини). Сравнение произведения римской литературы с русской сказкой помогает исследователю выявить фольклорные и литературные слои текста. Первое, на что обращается внимание, — это то, что супруг Психеи не чудовище, не зверь, как в фольклорной традиции. Это крылатый бог любви, к которому Психея проникается любовью, увидев его прекрасный облик и поранившись стрелой Амура. Чувства самой Психеи определены ситуациями сказки, они не носят индивидуального характера и проверяются выполнением трудных задач, чтобы умилостивить гнев Венеры, матери Амура. Сказка Апулея — одна из древнейших литературных обработок, но известны обработки Корнеля, Мольера, Ламартина, а в русской литературе нельзя не вспомнить поэму Пушкина «Руслан и Людмила».
Русский вариант не имеет такой же всемирной известности, но, по мысли В.Я. Проппа, «сравнивая эти две сказки, мы не можем не отдать предпочтения скромной русской народной сказке. Кое-что в сказке ключницей Пелагеей искажено против народного оригинала. Но вырисовывается образ русской Психеи, которой не нужна стрела Амура, чтобы обрести настоящую любовь, не смотря ни на какие препятствия».4
В дополнение к этой статье, советую прочитать: