Как восприняла своё крещение сама Ольга
В своей политической игре Ольга могла воспользоваться только тем обстоятельством, что византийцы очень любили крестить язычников, наряду с плохой осведомлённостью Романа I в вопросах церкви.
Крестившись, она немедленно приобрела союзника в лице православной церкви, перед которой был бессилен даже император. Итак, крёстным отцом Ольге, по её просьбе, стал Роман I, а по церковным канонам, крёстный отец не может жениться на крёстной дочери. Более поздняя Кёнигсбергс-кая летопись даже вкладывает в уста Ольги довольно ехидный ответ императору: «… како хощеши мя пояти? крестил мя сам и нарёк мя дщерью, а (в) хресьянех того несь закона…» И ещё одно место летописи: после крещения и наставления патриарха не совсем понятны раздумчивые слова Ольги: «… молитвами твоим, владыко, да охранена буду оть сети неприязньны» — к кому они относились — к её языческому окружению на родине или … к императору? Затем, обращаясь к своему крёстному отцу с отказом от его посяганий, не без иронии произносит Ольга следующие слова: «… а в христианах нет такого закона, ты сам знаешь». И уже затем, отправляясь на’Русь, она поделилась сомнениями с патриархом относительно того, что и народ её, и сын её — в язычестве. И патриарх благословил новокрещённую княгиню. Поэтому, скорее всего, «сети неприязньны» могли относиться к императору Роману.
Конечно, можно меня упрекнуть в излишнем доверии летописи, но, как знать, что было записано на тех листах, которые были весьма ветхи уже во времена летописца и которые он переписывал, включая в свой труд. Сохранилось же в Иоакимовской летописи сообщение от первого лица о крещении новгородцев, которое кое в чём сейчас подтверждается археологически …
Естественно, что возвратившись в Киев, Ольга и её окружение сделали эту историю широко известной и с акцентом на то, что Ольга «переклюкала» самого императора Византии. Кстати, в областных диалектах слово «переклюкать» дожило до XIX века и вошло в известный словарь В.И. Даля в значениях «перемочь», «перехитрить», «поставить на своём». В скандинавской среде в эпоху викингов крещение в силу выгоды не было чем-то предрассудительным с точки зрения язычества. Известно, что некоторые викинги в земле франков крестились по 12 раз ради подарков, которые им при этом вручали. Поэтому языческим окружением Ольги и Игоря такой её политический шаг мог быть воспринят совершенно спокойно. Претензии императора — другое дело, здесь речь шла о деле чести. Иной вопрос — как восприняла своё крещение сама Ольга. Мы знаем, что адальбертовское ficte относится не к её крещению, но даже если бы и относилось, то это только внешняя сторона дела. Известно, что иногда в эпоху язычества тайно крестившимся людям
приходилось долго скрывать своё христианское вероисповедание. Особенно в том случае, если они находились на вершине языческого средневекового государства. Известно, например, что современник Ольги норвежский конунг Хакон Воспитанник Адальстайна, правивший в первой половине X века, был воспитан в христианских традициях при английском дворе. Он «… был хорошим христианином, когда он приехал в Норвегию». Но, поскольку страна была сплошь языческой, ему пришлось скрывать своё христианство, участвовать в языческих церемониях и даже есть жертвенную конину. При этом, окружение очень внимательно следило за поведением короля: когда он, по привычке, перекрестил кубок, ему был учинён допрос, и конунг с трудом вышел из создавшегося положения, сказав, что сотворил знамение Тора, то есть бога, стоявшего на втором месте в скандинавской языческой системе. И пока Хакон правил в Норвегии, его очень любили подданные, поскольку в стране царил мир и годы были урожайные. Большего от правителя языческой страны и не требовалось. При этом подданные не могли не знать, что он был крещён. Во что он верил, в данном случае никого не интересовало.
https://plushe.ru купить пакеты для мусора оптом.