Клинское место

Рубрика : Колыбель опального патриарха

Как принято говорить, это письмо в комментариях не нуждается. О том, что произошло в России после октябрьского переворота 1917 года, до сих пор напоминают разоренные и сожженные усадьбы и храмы,убедительное тому подтверждение развалины барского дома и церкви в Харитонове.

Следует добавить, что упоминаемый в письме погост Ломы относился к благочинному ведомству, которым в 1860 году руководил отец патриарха. Но обратимся снова к более раннему периоду, когда он был «перемещен». Следуя строгой документальной точности в составлении биографии святителя Тихона, убедительнее будет привести дословную запись из клировых ведомостей: «1847 октября 18 дня Преосвященным Нафанаилом произведен в священники села Харитоново, а в 1848 декабря 18 дня по собственному прошению перемещен на настоящее клинское место».
Что же это такое клинское место? И почему оно теперь почитается как историческое и священное? В публикациях о святителе Тихоне я ука —
зывал, что открыть Клин мне «помог» Мусоргский, а точнее, многолетние исследования биографии композитора. Еще в то время, когда имя опального патриарха было под запретом, по документам архива я узнал, что родился он в Клину. Когда закончился семидесятилетний «заговор молчания», о святителе Тихоне стали появляться многочисленные публикации, в большинстве из них указывалось, что родился он в городе Торопце, изредка «в уезде», иногда неопределенно «в семье сельского священника». Понятно, что такие сообщения вызывали сомнение в достоверности моих архивных поисков. На мои публикации о находках в архиве по родословной патриарха Тихона (в областной газете, в «Московском церковном вестнике») откликнулись в печати, письмах, по телефону (даже из Америки) люди разных профессийи светские, и связанные с религией. Мои сомнения по поводу места рождения патриарха неожиданно развеял псковский краевед Натан Феликсович Левин. Из газеты «Псковский городской листок» за 12 января 1901 года он узнал, что Тихон, тогда еще епископ, действительно родился в Клину. Случилось так, что любители истории из Великих Лук хоронили Полину Ефимовну Иванову, известную своими краеведческими работами, на ее родине в Кунь— инском районе. Кладбище оказалось рядом с деревней Клин. И там, во время похорон, при общении с местными жителями неожиданно пришла мысль: не здесь ли родина патриарха?..

54645
Многочисленные опросы старожилов и сопоставления полученных сведений с документами архива развеивали сомнения. Оказалось, что Клин, хоть и значился в Торопецком уезде, находился в родовом гнезде Беллавиних, рядом с погостами Борки и Сопки. И получилось так, что Полина Ефимовна Иванова, многие годы выполнявшая обязанности секретаря Общества охраны памятников, своей кончиной как бы подвела к «открытию» родины патриарха. Однажды я узнал, что в Москве в музее Щусева есть фонд дореволюционных фотографий храмов России. По Псковской губернии снимков было мало, но вдруг встретились две прекрасные фотографии с видом клинской Воскресенской церкви и иконостаса! А на его родине фотографии Воскресенской церкви теперь помогают в реставрации храма, которая ведется на пожертвования россиян и земляков патриарха.


В дополнение к этой статье, советую прочитать:
  • После октябрьского переворота церковнослужителям запретили вести эти и другие бесценные для истории и статистики записи.
  • ДАВШАЯ НА АЛТАРЬ БОЖИЙ И ОТЕЧЕСТВО ЛУЧШИЙ ПЛОД
  • Петр Алексеевич Малиновский, священнический сын
  • РОДОВОЕ ГНЕЗДО БОРКИ
  • святитель Тихон постоянно проявлял заботу