Княгиня Ольга посетила Константинополь

Рубрика : Во времена княгини Ольги

Однако, наиболее известна и, как принято считать, наиболее достоверна поездка Ольги на север 947 года, посвященная упорядочиванию сбора даней и оброков и установлению погостов.

После завершения второй древлянской войны перед киевским правительством княгини Ольги встал вопрос об упорядочивании сбора дани с подчинённых земель. В том числе, и с подчинённых ей лично, то есть, с её домена. Если раньше князь и подчинённые ему лица собирали дань старым способом объезда земель и кормления в них с одновременным сбором этой дани, а нормы сбора никак не регламентировались, то теперь появилась упорядоченная система взимания поборов.
Считаю, что 947 год как переломный год упорядочивания сбора дани далеко не случаен. В 946 году княгиня Ольга посетила Константинополь и была принята императором Константином Багрянородным, который только в 944 году возвратил власть, находившуюся до того в руках узурпатора Романа I Лакапина, к которому и у Ольги, и у Константина были — у каждого свои — но очень серьёзные претензии. И в Киеве и в Царьграде сменилась власть. Надо было налаживать отношения. И вот, во время беседы, известный своей учёностью император Константин, автор труда «Об управлении империей», вполне мог посоветовать Ольге, как лучше всего наладить управление киевским государством. Прямо доказать это положение нельзя, но, исходя из логики событий, оно очень вероятно. Поскольку отлаженная Ольгой система работала без сбоев на всём протяжении существования древнерусского государства, княгиня хорошо знала, что делала.

91
Попутно решались и другие проблемы. В Иоакимо-ской летописи в связи с погостами и данями есть ещё одно любопытное известие о законотворческой деятельности Ольги: «Тогда же отказа Ольга княжее, а положи имати от жениха по черне куне князеви или бояринови».
«Княжее» обычно объясняли как jus primae noctis -«право первой ночи» князей и бояр в отношении подданного или полусвободного населения. Этой же точки зрения на вопрос придерживался и известный историк СМ. Соловьёв. Если это так, то можно считать, что этот варварский обычай, который довольно долго держался в давно уже христианской феодальной Западной Европе, был отменён княгиней Ольгой задолго до введения христианства на Руси.
Что касается происхождения Ольги, то и обычное её житие и пролог свидетельствуют, что она — «от простых … человек». Против этого положения высказывался ещё В.Н. Татищев: «К тому видим, что все князи и прежде и после женились на дочерях княжеских, а на крестьянских ни единого».
В дальнейшем, эти соображения развил и дополнил историк церкви А.В. Карташов, который отметил, что роль перевозчицы — «это легендарное искажение признака высокого социального положения Ольги — варяжкй» и что контроль за переправой через р. Великую в стратегически важном пункте мог быть доверен скандинавскому дружиннику знатного происхождения, в ранге не ниже «варяжского генерала». Летописный Кий, легендарный основатель Киева, по одному из преданий времён лето—писца, также был «перевозчиком», с чем летописец не соглашался и приводил свою аргументацию.
Заключение династических браков в средневековой Европе всегда было делом очень ответственным, и за выбором невесты для правителя государства стояли прагматические интересы правящей династии, вопросы престижа и очень жёсткий политический расчёт. Происходила ли Ольга из рода Гостомысла, либо она принадлежала к какому-то другому знатному роду — это едва ли удастся выяснить. По крайней мере, в ближайшее время. Пролог же начинает повествование об Ольге словами:
«Сия блаженнаа княгине плесковитины жена же Игоря князя …»
Если это так, то в каком из нескольких возможных смыслов Ольга — княгиня плесковитян — остаётся также неясным.


В дополнение к этой статье, советую прочитать:
  • Какое имя получила княгиня Ольга по крещении
  • Княгиня Ольга останавливалась в районе Великих Лук
  • Когда и как крестилась княгиня Ольга
  • Ольга — скандинавка
  • Конфликт между Игорем и его дружиной