Князь Олег и княгиня Ольга: миф, сага и летопись

Рубрика : Легенды и были о княгине Ольге в Псковской земле

Олег Вещий летописи. — Смерть князя Олега. — Мифологическая таблица, летопись и сага.

— Славянские обычаи. — Четыре могилы Олега. — Олег и Орвар -Одд. — Яма с горящими углями. — Верх и низ в первой мести Ольги.

Как известно по летописи, просватал Ольгу за князя Игоря Олег, которого почти все летописи именуют не

иначе, как князь Олег, — одна из самых интересных и самых загадочных личностей раннего русского средневековья. История и миф переплелись здесь воедино. И уж поскольку князь Олег определил, по летописи, судьбу Ольги, то интересно было бы посмотреть, насколько мифологические представления об Олеге соотносятся с такими же или близкими представлениями о княгине Ольге.

Известный летописный сюжет о смерти князя Олега Вещего от своего коня много раз привлекался как в научных разработках, так и в художественной литературе. Однако, некоторые мифологические детали этого, одного из красивейших мест летописи, заставляют вернуться к нему ещё раз.

То есть, Олег наступил ногой на череп коня, из черепа выползла змея, ужалила его в ногу и Олег умер. Так вот, ряд моментов этого описания представляется вовсе не случайным.

44566

По древнеиндийской традиции Упанишад, восходящей, видимо к индоевропейской, была составлена таблица соотношения классификационных рядов, то есть наглядно представлено соотношение между объектами, входящими в мифологию. И в этой таблице в разряде «скот» упоминаются козы, овцы, коровы, лошади и затем человек. И уж если Олег погиб «от коня своего», посмотрим какие мифологические представления относятся здесь к разделу «лошади». А в древнейшей индоевропейской системе представлений лошадь — не только военно-транспортное и хозяйственное, но и ритуально-культовое животное. Итак, в разделе «лошади» таблица даёт следующие позиции:

Таким образом, летописному тексту соответствуют позиции 2 («у тебе есть конь»), 5 («и приспе осень»), 6 («К Новогороду и оттуда в Ладогу») и 7 («кости его голы и лоб гол»). Не задействованными в летописном тексте остаются только позиции 3, 4 и отчасти 8. На самом деле, позиций не 7, а 8, поскольку каждый вид животных соотносится с различными варнами людей, из которых лошади соотносятся с кшатриями, то есть, с воинами. Таким образом, из 8 возможных мифологических позиций в коротком летописном тексте задействовано 5, поскольку соотнесение с позицией 8 спорно, так как она связана с божествами и небесными явлениями, но прямо не соотносится со звёздами. В Иоакимовской летописи под Тем же 912 годом упоминается следующее небесное явление: «Сея же зимы погоре небо, и столбы огненные ходили от Руси ко Греции сражающеся. Олег же принесе жертвы многи, умилостивляя богов своих нечистых».

В какую часть дня навестил Олег останки коня и из какой части черепа выползла змея (позиции 4 и 3) летопись не сообщает.

Случайны или нет эти совпадения? И насколько правомерно сопоставление древнеиндийской традиции с летописным сюжетом?

Для ответов на эти вопросы обратимся к историческим источникам. Один из самых внимательных арабских авторов, аль-Масуди, писавший в период от 20-30-х до 50-х годов X века, отмечает, что в землях славян есть обычай сожжения живой жены после смерти мужа, и считает, что «Это обычай Гинда», то есть, индусов, при том, что у них нужно на это желание самой жены, а у славян — нет. Упоминая сербов, он ещё раз отмечает, что эти племена имеют «обычаи, подобные обычаям Гинда», значит, предыдущее сопоставление не случайно.


В дополнение к этой статье, советую прочитать:
  • Княгиня Ольга в зеркале письменных источников
  • На родине княгини Ольги: Выбуты и их окрестности
  • Высчитывали дату рождения Ольги и другим способом
  • Что мы знаем о княгине Ольге?
  • Ольга пошла в древлянскую землю на встречу с князем Малом