Краеведение Острова в школе

Рубрика : Островский край.

Изучение природы, истории, культуры своей малой родины прививает любовь к ней, а через неё и ко всему Отечеству, воспитывает патриотизм, делает человека подлинным гражданином, способным к созидательной деятельности. О значении изучения, в частности, местной истории академик Д. С. Лихачев говорил как об основе, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества, О той важной работе, которая проводится в школах района, об опыте и методических находках островских педагогов рассказывает эта рубрика.
Т.В. Константинова,
учитель химии, биологии, экологии Рубиловской средней школы
Научнопрактическая конференция «Лжа и Утроя — малые реки Рубиловской волости»
(из опыта работы)
Цели:
1. Исследование экологического состояния малых рек ПсковскоЧудского водосборного бассейна, причин, вызывающих их загрязнение и его последствий для биогеоценоза реки и здоровья людей, жителей волости.
2. Расширение экологических, биологических, химических знаний учащихся по химии, биологии, экологии; формирование их практической направленности; природоохранительное воспитание.
3. Развитие мыслительных способностей учащихся, умение использовать базовые знания естественногеографических наук в нетрадиционных ситуациях.
4. Экологическое воспитание через восприятие красоты родной природы, формирование ответственности за неё.
Оборудование:
1. фотографии: река Утроя летом, Рубиловская ГЭС, река Великая, мосты, церковь д. Елены, шитьё речным жемчугом.
2. Схемы: «Основные загрязнители реки, их воздействие на биоценоз»; «Биоценоз пресного водоёма»; «Виды — индикаторы загрязнения водоёма» (коллекция).
Этапы работы.
I этап (работа в кружке):
1. Индивидуальная работа по изучению экологического состояния Лжи и Утрой.
2. Выступление с результатами работы перед учащимися 811 классов на конференции.
Темы выступлений:
1. Географическая характеристика малых рек. Утроя и Лжа на карте России.
2. Экология реки. Особенности Лжи и Утрой, как одного из видов пресноводных биоценозов, их связь с другими биоценозами.
3. Человек и река (историкохозяйственный отчёт о деятельности человека, связанной с р. Лжа и р. Утроя в Рубиловской волости).
4. Река в опасности (антропогенное воздействие человека на экосистемы Лжи и Утрой).
5. Мир без границ (связь рек Рубиловской волости с другими регионами, экологическая обстановка в них).
Викторина для слушателей конференции (вопросы сообщаются в начале конференции и обсуждаются в её конце):
1. Какие реки считаются малыми?
2. Откуда берёт начало р. Утроя и как она там называется?
3. Длина р. Утроя?
4. Почему Утроя и Лжа так называются?
5. В каком году и где была построена церковь в д. Елены?
6. Когда была пущена Рубиловская ГЭС, её л^аксимальная мощность?
7. Назвать запрещённые способы ловли рыбы.
8. Что такое видыиндикаторы? Назвать их для реки.
9. Перечислить основные пути загрязнения реки, веществазагрязнители и их воздействие на организмы.
10. Что такое диоксин, как он попадает в реки, на что воздействует?
11. Назовите места, где на наших реках были мельницы.
12. Как образуется кислотный дождь? Возможные уравнения реакций. Его воздействие на биоценоз реки.
13. К какому водосборному бассейну относятся Лжа и Утроя?
14. К какой категории чистоты относятся воды наших рек?
15. Что такое пестициды? В чём их опасность?
16. С каким водосборным бассейном связан бассейн, к которому принадлежат наши реки?
Ответы:
1. Длиной меньше 100200 км и площадью, примерно, 12 тысячи кв. км.
2. Озеро Мейрану Эзерс (Латвия), Ритупе.
3. 187 км.
4. См. «Легенды и были Рубиловской волости».
5. В 1628 году на правом высоком берегу р. Утроя на месте часовни Псковского Пантелеймоновского монастыря «Выставка».
6. И л^арта 1961 года, 1000 кВт.
7. Сети, верши, электрический ток, ультразвуковые ловушки, ловля у плотины ГЭС.
8. Показатели чистоты водоёма: кувшинкакубышка, беззубка, перловица, жемчужница, рак, бычокподкаменщик, речная форель.
9. Минеральные удобрения, пестициды, навоз, нефтепродукты, синтетические моющие средства, ионы тяжёлых металлов, кислотные дожди.
10. Яд. С пестицидами, в цепи питания. Нарушает обмен веществ организмов, в которые попадает.
11. Деревни Борзово, Куртыши, Лосевская.
12. S+O2 SO2, SO2+O2SO, SO2+H2OH2SO, SO3+H2OH2SO4, 2NO2+H2OHNO2
(страдает био и фитопланктоны, макрорастительность — основы цепей питания, безопасен на известковых почвах)
H2SO4+CaCorCaCo4+H2Co3 CO2H2O
(избыток NO^ ускоряет рост растительности, может приводить летом к «цветению» воды)
13. ПсковоЧудскому.
14. Трёхмернозагрязнённые.
15. Ядохимикаты для защиты сельскохозяйственных растений. В цепи питания. Нарушают обмен веществ, канцерогены.
16. Ладожского, Онежского и озера Сайма (Финляндия) .
II этап. Индивидуальные письменные работы слушателей конференции.
(условия второго этапа и план индивидуальных письменных работ сообщается в начале конференции)
Цель: обобщение и закрепление знаний (учащиеся 811 классов).
План письменных работ:
1. Географическая и историческая характеристика малых рек.
2. Как река служит людям.
3. Рыбные богатства и их охрана.
4. Основные причины загрязнения реки и их последствия.
5. Видыиндикаторы, экологическая характеристика рек.
Задачи:
1. При сжигании каменного угля образуется оксид S (VI), который, взаимодействуя с Н,О, даёт кислоту. Определите кислоту, которая получается при сжигании 10 тонн угля (средняя суточная норма кочегарки в/ч Елены), если содержание серы в угле составляет 3% от 1 тонн угля.
2. При сжигании угля кроме СО, и СО образуются оксиды серы (IV) и (VI) и N (IV). Три последних, взаимодействуя с водой, дают кислоты. Напишите возможные уравнения реакций. Как эти кислоты будут влиять на обитателей реки, дно которой сложено известняками (карбонат кальция), другими горными породами? Ответ пояснить уравнениями реакций.
Рекомендуемая литература.
1. Краеведение и охрана природы. Псков, 1993.
2. Краснопевцев В. «Братья меньшие» вчера и сегодня — Л: Лениздат, 1991.
3. Новиков Ю.В. Природа и человек — М: Просвещение, 1991.
4. Эволюция. Основы экологии — М: Московский лицей, 1997.
Проект «Пишем учебник истории родного края»
(из опыта работы)
Л.А. Иванова,
учитель истории гимназии г. Острова
Цели:
1) активизация познавательной активности учащихся по истории родного края;
2) овладение технологией самостоятельного исторического исследования дополнительной литературы;
3) стимулирование глубокого и устойчивого интереса к истории родного края.
Метод: систематизация результатов поисковоисследовательской деятельности.
Форма познавательной деятельности: ролевая межгрупповая работа.
I. Организационный этап.
При изучении на уроках истории родного края учащиеся приходят к выводу, что учебник по истории Псковского края не содержит материала по г. Острову, принимается решение написать свой учебник. Распределяются роли: редактор, художникоформитель, исследователиархитекторы, творческая группа, архивариус.
Решается, что в свой учебник нужно поместить:
1) герб г. Острова и его описание;
2) «Раздел архитектурные памятники г. Острова»;
3) исторические сочинения по теме: «Великая
Отечественная война в нашей семье».
Определяются основные компоненты учебника, его разделы:
ф конкретный фактический материал, отрывки из документов, схемы, копии старых рисунков;
ф интерпретации фактов, версии событий;
ф повторительнопроверочный материал, вопросы и задания, придуманные детьми;
ф изобразительный ряд (рисунки, выполненные детьми, подобранные ими иллюстрации).
II. Этап защиты проекта и его реализации.
Макет странички учебника по родному краю представляет и защищает авторская группа.


В дополнение к этой статье, советую прочитать:
  • В День Победы
  • Михайлов погост.
  • В небе над Островом
  • Долг
  • Школьный музей в Гораях