Крестьянка умерла без покаяния
По итогам проверки благочинный составил подробный
отчет, который представляет в наше время интерес как документальное свидетельство той эпохи, когда служил дед патриарха «Службы Божий совершаются без опущения,пишет о Матфей,никто по церкви во время службы для прошения милостыни не шатается, чтение и пение производится не спешно Священники и диаконы высказывают пастырское увещевательное слово о пользе прививания младенцам коревой оспы .
Священно— церковнослужители ни ханжества, ни суеверия, ни вольномыслия и кощунства не имеют и в народе не рассевают и других рассевать не пускают. С прихожанами обходятся ласково и миролюбиво, при браках и прочих требах ничего не вынуждают и не торгуются за оные, чужих браков не венчают и в чужие приходы без крайней нужды не входят, в сходки мирские без приглашения начальства не входят, в возмущения крестьян не вмешиваются и в публичные торги, подряды и откупы, поручительства и стряпничество по светским делам не вступают К просьбам крестьян без требования начальства, равно и к пашпоргпам их, рук не прикладывают Священноцерковнос— лужители сами в пьянстве, буянстве, хождении в кабаки, ларьки и других неприличных духовному званию поступках не обращаются. .»
Такую благополучную в целом картину в своем округе показал о Матфей Однако отчеты не всегда сходятся с реальной жизнью. К тому же благочинный вынужден был убедить начальство в своем усердии, тщательности проверки, а потому отразил и отрицательные стороны, тем более что он ранее уже был оштрафован за «недонесение». В эту зимнюю поездку о Матфей выявил и записал три нарушения. В погосте Слободка оторвался с веревочной привязи 12 —пудовый колокол и разбился, а произошло это по «недосмотру причта». В погосте Плотичино (родина бабушки Мусоргского Ирины Ивановой, крепостной крестьянки) священник Иван Михайлов «замечен в грубости, сквернословии и в неумеренном употреблении горячих напитков». В селе Сопки священник Тимофей Терентьев «без дозволения… отлучался от должности, и во время его отлучки в приходе умерла женщина без покаяния».
По этому происшествию в консистории было заведено дело, из коего можно узнать любопытные подробности В письменном объяснении епархии Тимофей Терентьевич чистосердечно признал, что ездил «для отыскания сыну
своему Григорию праздных мест, а позволения благочинного по дальности его не успел испросить». Напрасным оказалось обвинение в том, что крестьянка умерла без покаяния: о.Тимофей доказал, что она исповедовалась раньше и погребена по христианскому обряду. Учитывая все зто и прежнюю безупречную службу Тимофея Терентьевича, псковский архиепископ Евгений (поклонник таланта ссыльного поэта А. С. Пушкина) написал резолюцию: «на первый раз учинить выговор…». О провинностях и наказаниях священнослужителей проверяющие постоянно, из года в год, делали записи в клировых ведомостях, которые были напоминанием и укором для виновных. Сопкин— скому священнику повезло: в августе 1826 года вышел всемилостивейший манифест Государя, освободивший о.Тимофея от этого наказания.
«Самовольная отлучка» о. Тимофеяэто не только печальная страница в его биографии, но и интересный для нашей истории момент. Дело в том, что Тимофей Терентьевич ездил в Новоржевский уезд в тот период, когда Пушкин был там в ссылке и писал трагедию «Борис Годунов»о первой смуте на Руси при первом патриархе Иове. Прихожанином церкви, куда предполагал устроить своего сына о. Тимофей, был Петр Абрамович Ганнибал. «Доношение» на священника из Сопок написал благочинный с погоста Пошивкино, где Мусоргский позже «подсмотрел» прототипы и образы для создания своих гениальных опер о смутном времени«Борис Годунов» и «Хованщина». В более поздние годы в этом погосте служил Иоанн Беллавин, который оставил подробное описание родины Мусоргского. Здесь бывал до пострижения в монахи будущий одиннадцатый патриарх Тихон, избрание которого совпало с новым смутным временем 1917 года.
https://white-tent.ru купить шатер пагода.
В дополнение к этой статье, советую прочитать: