Кругом воодушевление

Рубрика : Город Новосокольники

Нашлись люди у нас в депо, которые занимались политикой,— братья Зенины: один — машинист, другой — слесарь.

Разговоров о том, что бастовать не надо, среди собравшихся не было. Кругом воодушевление и какое-то особое боевое настроение, тут же на собрании избрали забастовочный комитет из пяти человек: троих от депо и двоих от службы движения. Председателем движения был избран товарищ Зенин, который вошел в состав Великолукского забастовочного комитета. Забастовки продолжались около двух недель. Собрания устраивались чуть не каждый день у нас в депо или в Великих Луках…»

Правление железной дороги, терпевшее убытки во время забастовки, пошло на уступки, удовлетворило часть требований стачечного комитета. Рабочие возобновили движение на дороге. Однако вскоре из депо были уволены все члены стачечного комитета.

Первая в истории Новосокольнического железнодорожного узла забастовка прошла организованно и дружно во многом благодаря тому, что в уездном центре к февралю 1905 года уже действовала объединенная Великолукская социал-демократическая организация в количестве двадцати пяти человек, среди которых было пять большевиков. Они-то и направляли всю революционную борьбу на юге Псковской губернии.

Все лето 1905 года в уезде распространялись листовки и прокламации, призывавшие к забастовкам и захвату помещичьих земель. Еще весной в некоторых волостях беднейшее крестьянство начало самовольную запашку барской земли.

В конце года по железной дороге страны вновь прокатилась волна забастовок. 8 декабря в нее включились рабочие Новосо-кольников и Невеля. Для наведения порядка из Витебска прибыло две роты солдат. Однако их попытка наладить движение поездов оказалась безрезультатной. 15 декабря на вокзале прошел митинг, бастующие прервали работу правительственного телеграфа, закоротив провода по обе стороны вокзала. Движение

на дороге в сторону Москвы, Петрограда, Риги и Витебска было полностью парализовано. Ночью 17 декабря после подавления восстания в Москве движение на железной дороге было восстановлено. Сразу последовали аресты активистов забастовки. Многие рабочие были уволены.

Но «воспитывали» не только рабочих. В докладе управляющего железной дорогой от 3 января 1906 года говорилось, что начальник станции Новосокольники Крылов сам был готов вместе с демонстрантами размахивать флагами, поэтому целесообразно перевести его на другой участок с соответствующим уменьшением жалованья.

Увольнять, перемещать, отдавать под суд давал право высочайший указ «О правилах чрезвычайной охраны на железных дорогах» от 15 декабря 1905 года.

Напуганный размахом всеобщей политической стачки, Николай II вынужден был пообещать народу «гражданские свободы» и дать «законодательную думу», которая просуществовала чуть более двух месяцев и была распущена царем, как не оправдавшая себя.

В России стали свирепствовать карательные отряды и военно-полевые суди. Только не прошли бесследно бои на баррикадах в Москве, расстрел демонстрации в Иванове, восстание на броненосце «Потемкин», Кровавое воскресенье. Рабочие собирались на маевки, готовились к новым сражениям.

Новосокольнические железнодорожники 1 Мая собирались на тайные сходки. Член КПСС с 1928 года, почетный железнодорожник М. Алексеев вспоминает: «С 1909 года я начал работать учеником слесаря в паровозном депо. В День международной солидарности трудящихся большевики Хомутов и Кривоше-ев собирали надежных рабочих из всех цехов и незаметно уходили за пределы поселка. Наши маевки обычно проходили на берегу речки. До Великой Отечественной войны там были три старые красивые рощи. Они и являлись хорошим укрытием наших собраний. Маевки собирались каждый год и, как показало время, сыграли немалую роль в росте сознания новосокольнического пролетариата».


В дополнение к этой статье, советую прочитать:
  • В 1946 году 5-я колонна паровозов
  • Дореволюционный период
  • Возрождение Новосокольников
  • Революция в Новосокольниках
  • Возрожденный из руин