Крылатый меч

Рубрика : Легенды и были о княгине Ольге в Псковской земле

В X веке одни и те же типы мечей изготовлялись в рейнских мастерских и на клинках таких мечей есть клейма.

Эти мечи были распространены от Древней Руси на востке до Франции и Британии на западе. О воинственных викингах, тоже сражавшихся такими мечами, рассказывается в скандинавских сагах — сказаниях о событиях тех времён. В одной из этих саг — в «Саге о Ньяле» — во время морской битвы герой повествования «… Гуннар нанёс ответный удар, и казалось, что не один, а три меча в воздухе, и Вандиль увидел, что ему нет спасения». А вот это уже прямая аналогия псковскому мечу. Три меча здесь — символ скорости. В три раза быстрее работал мечом Гуннар, чем его противник и, конечно, тому приходилось плохо.

По-видимому, были и другие способы передать ту же идею «быстрого меча». В Островском районе Псковской области близ деревни Ерилово был найден клад средневековых монет и среди них — византийская монета 945 -959 годов с изображением рукояти и верхней половины лезвия меча, судя по навершию, типа V, то есть того же X века (Илл. 33). От рукояти и перекрестия этого меча вниз отходят с двух сторон по три плавные линии, которые трактуются как крылья, а сам меч — чем-то вроде «крылатого меча». Есть и аналогия таких «крылышек», тоже переданных тремя плавными линиями — на изображении ворона на скандинавской монете XI века, происходящей с Готланда. Авторы специального исследования честно признают, что не знают аналогии мечу с крыльями ни в русском, ни в скандинавском фольклоре. Может быть, здесь

отражена идея меча-саморуба, упомянутого в одной из русских сказок, — ведь должен был на чём-то держаться такой меч в мифологическом пространстве сказки. Старые, как мир, размышления человечества об абсолютном оружии …

Есть на ериловском мече и ещё одна любопытная деталь — слишком уж узкий у него клинок, да и к концу он загнут ассиметрично набок. Странный какой-то меч. Так вот, оказывается, что в мире мечей эпохи викингов были не только тяжёлые двулезвийные мечи, но и облегчённые однолезвийные — что-то вроде позднейшего палаша. Назывался такой меч лангсакс, а работать им в бою можно было много быстрее. А от скорости владения мечом зависела жизнь его владельца.

Но самым загадочным элементом на деревянном мече является изображение лапы животного. Сверху оно перекрывается знаком «сетки» и часть такой же «сетки»

видна близ нижней части лапы у места слома меча. Судя по всему, перед нами применение обычного принципа «часть вместо целого», когда всё изображение не умещалось и приходилось ограничиваться его частью. Аналогии такой квадратной сетке известны. Точно такой же рисунок есть, например, на каменной плитке, найденной на городище Камно близ Пскова. Наиболее вероятный смысл такого «сетчатого» квадрата — это сеть для ловли дичи или даже сеть, обладающая магической силой. Учитывая общий священный магический характер символики на мече, это весьма существенно. Таким образом, получается какой-то сюжет, что-то вроде: «магическая сеть на звере», Едва ли это жертвенная нога животного, как утверждает один из исследователей. Трудно ожидать, чтобы копчёный окорок был изображён на магическом предмете. Да и сеть в этом случае вряд ли понадобилась бы. В общем, стоит поискать какой-нибудь североевропейский сюжет с магической сетью и таким же зверем. Думаю, что такой сюжет есть. Но для того, чтобы его понять, надо заглянуть в мир мифологии древних скандинавов.


В дополнение к этой статье, советую прочитать:
  • Изображение меча
  • Псковский деревянный меч
  • Находки раннего деревянного оружия на Северо-Западе по линии Псков
  • В XII веке в цветущем древнем городе Чернигове
  • Псковские фольклорные параллели к «Повести о Петре и Февронии Муромских»