КУЛЬТУРА И ПРОСВЕЩЕНИЕ

Рубрика : Псков губернский город

В XVIII веке просвещение в Пскове развивалось очень медленно. Но, несмотря на это, нельзя утверждать, что здесь вообще не было сдвигов в области культуры.

В XVIII столетии в городе трудился видный деятель русской культуры и просвещения псковский архиепископ Варлаам Ленницкий, основатель Славяно-греколатинского училища и духовной семинарии; в Пскове жил и Симон Тодорский — видный ученый-востоковед; один из виднейших реформаторов русского литературного языка Гедеон Криновский; участник составления первого научного академического словаря Иннокентий Нечаев. С Псковом связана научная деятельность крупнейшего ученого и педагога Феофана Прокоповича.

Большое значение в XVIII веке имели уникальные личные библиотеки этих ученых. Значительная часть их ценных книжных собрании сохранилась. Создавали библиотеки и отдельные просвещенные помещики. Описание этих библиотек имеется в краткой исторической справке, изданной Псковским областным краеведческим музеем в 1957 году.

logo

В конце XVIII века появился проект превращения Пскова в один из центров русской науки и просвещения. Автором Этого проекта был, по-видимому, известный государственный деятель и писатель О. П. Козодавлев. Екатерина II, стремившаяся прослыть просвещенной императрицей, покровительницей искусств и науки, 29 января 1786 года издала указ о необходимости учреждения в России, помимо Московского, еще трех университетов — в Пскове, Пензе и Чернигове. Однако начавшаяся в 1787 году война с Турцией и финансовые затруднения позволили Екатерине II похоронить проект создания этих университетов.

В 1727 году (или в 30-х годах) в Пскове была учреждена первая школа. В 1786 году открылось главное народное училище. В первый период своего существования училище было внесословным. В 1802 году губернатор Ламсдорф приказал не принимать туда детей дворовых крестьян и солдат.

В течение XIX века в городе открылось более двух десятков низших, средних и специальных учебных заведений. Интересно, что подавляющее большинство учебных заведений учреждено во второй половине века. Исключение составляют лишь мужская гимназия, основанная в 1808 году на

базе главного народного училища, и несколько мелких учебных заведений.

В 1859 году была открыта женская гимназия (Мариин-ская), в 60-х годах — городское земское женское училище, ремесленная школа. Особенно много учебных заведений возникает в 70-х годах (реальное училище, учительская семинария, землемерное училище, военная гимназия, впоследствии преобразованная в кадетский корпус). В 80—90-х годах были открыты епархиальное женское училище, мужская, и женская воскресные школы.

Наибольший след в истории просвещения в Пскове оставила мужская гимназия. Судьба этого заведения примечательна. В течение многих лет гимназия ютилась в частных домах. Только в 1817 году для нее был приобретен деревянный дом на берегу реки Великой. За первые 19 лет существования гимназию посещало 186 человек, а кончило всего 26! В октябре 1827 года Николай I, будучи в Пскове, посетил гимназию и пришел в ярость: выяснилось, что в ней всего 23 ученика, а главное — нет дворян. Он повелел закрыть гимназию. Пять лет псковичи добивались права иметь гимназию, и только в 1832 году ее открыли, но с условием, что принимать туда будут лишь «свободных» (то есть крестьянам путь туда оказался закрыт) и обучение будет платным.

В 1846 году в Пскове имелось 9 учебных заведений с 904 учащимися, а в 1900 году в 24 учебных заведениях обучалось свыше 1300 человек.

По данным однодневной переписи 1870 года, средняя грамотность в городе составляла 47 процентов: у мужчин — 51 процент, у женщин — 43,1 процента. По переписи 1887 года грамотность поднялась до 51,6 процента: у мужчин — 57,9, у женщин — 45,3. Перепись 1897 года показала, что грамотность городского населения повысилась до 56,4 процента. Во время переписи 1870 года выяснилось, что при 47 процентах средней грамотности она составляла: у дворян — 83,8 процента у мужчин и 77,4 процента у женщин, у духовенства соответственно 91,6 и 69,9 процента, у крестьян — 30 и 13,9 процента.

Эти цифры наглядно показывают классовый характер просвещения в России, и в частности в Пскове.


В дополнение к этой статье, советую прочитать:
  • Развитие Псковской промышленности после войны
  • Революционные настроения захватили и учащуюся молодежь
  • Обращение пленума
  • Переход к мирному социалистическому строительству
  • Цели и задачи советской школы