Мемориальный ансамбль Саласпилса
А еще недавно советские граждане свободно, без визового оформления и всяких там таможенных досмотров ездили отдыхать или лечиться в санатории и пансионаты Рижского взморья.
В программе отдыхающих, всех гостей Юрмалы и других мест Латвии были экскурсии в Саласпилс, на автобусах. На Рижском железнодорожном вокзале экскурсоводы постоянно приглашали желающих посетить бывший концлагерь.
…И вот он, мемориальный ансамбль Саласпилса.
Там, где в годы войны находились ворота лагеря, открывалась взору огромная бетонная стена. Она как бы взломлена, как бы шлагбаум, поднятый над поверхностью земли мощным прорывом войск Красной Армии, вышвырнувшей гитлеровцев из настрадавшейся под оккупацией фашистов Латвии. А бетонная стена с проемом в краю, это символ освобождения, подобно бреши, пробитой в стене той тюрьмы, в которую превратили Прибалтику гитлеровцы.
На стене открывается взору надпись: «За этими воротами стонет земля».
Внутри нее — галерея. Из проемов в стене вы увидите панораму ансамбля. Открывается площадь, покрытая бетонными плитами, с двух сторон эту площадь ограждают ряды сосен. Эти сосны были посажены еще узниками в 1942 году, и каждого деревца коснулась их рука. Так и растут эти сосны — живые памятники погибшим. В галерее можно познакомиться с некоторыми материалами о Саласпилсском лагере смерти. Но мы пройдем на территорию мемориала.
Размеренные удары метронома. Не смолкающие. Напоминающие о вечности, которую не остановить. Напоминающие о тех коротких минутах, которые быстро истекают. Медленно шло время для былых узников, стоявших на лагерной площади, в предчувствии расправы, наказания.
Метроном бьет и бьет. Вы на нынешней площади торжественных актов. А тогда здесь где-то была виселица, на ней оборвалась жизнь многих славных сынов советского народа. Теперь же — мемориальный постамент, у которого всегда цветы.
Мерные четкие звуки. Каждый заключенный вслушивается в биение своего сердца, оно заставляло отсчитывать короткие мгновения жизни.
Вот и они, обитатели концлагеря. Громадные, высятся надо всем, над «Дорогой жизни», которая для многих тысяч человек, погибших здесь, в Саласпилсе, закончилась смертью.
Стоит на территории ансамбля «Униженная» — так назвали одну из гигантских скульптур. Пусть ее поставили на колени. Но Она, прикрыв себя руками, все-таки не сломленная! У меня дома висит памятный флажок-вымпел, там изображена эта самая «Униженная» — в ней вижу свою маму, Евдокию Степановну. Я не могу поверить, что Она, поставленная вроде бы на колени, была униженной. И кто смеет такое утверждать? Нет, она своей уверенностью, пусть и на колени поставленная, своей любовью звала нас, сыновей, к жизни, к несгибаемости!
А вот и скульптурная композиция — «Мать». Здесь многие матери пролили много слез. В их памяти, перед их взором те, кто расставался со своими детьми. Эта скульптура как бы пытается спрятать ребятишек.
В дополнение к этой статье, советую прочитать: