Меткий удар — и объятый пламенем стервятник рухнул на землю
2 июля командир звена 44 СБАП старший лейтенант Павел Маркуца производил разведку войск противника. Его атаковали два немецких истребителя. Один «мессершмитт»удалось сбить. Но тут подоспело новое звено фашистских истребителей, и самолет Маркуцы загорелся. Однако летчик не свернул с боевого курса, пока не сбросил бомбы на врага. После этого он попытался скольжением сбить пламя, но все его усилия оказались напрасными. Бомбардировщик быстро терял высоту — прыгать с парашютом было поздно. Пришлось садиться на лес, в тыл врага. Пока гитлеровцы добирались до самолета, летчик успел скрыться. В лесу он встретил группу бойцов 749го стрелкового полка, попавших в окружение. Так как командиров среди них не было, Павел возглавил пехотинцев. По пути к ним примкнуло еще немало солдат, выходивших к своим через линию фронта. Когда он с боем вывел их 7 июля из окрркения в расположение своих войск, в группе насчитывалось 312 бойцов, было вынесено два полковых знамени. За этот подвиг старшему лейтенанту Маркуце П.А. было присвоено звание Героя Советского Союза.
Шёл 14й день войны. Подполковник А.Н. Витрук повёл группу «Илюшиных», чтобы обрушить штормовой удар по войскам и боевой технике противника в районе города Острова. Подлетая к цели, наши летчики встретили около десятка «Хенкелей113». Не раздумывая, Витрук подал команду продолжать полет, а сам. с четверкой «ИЛов» решил принять бой. С первой атаки он зашел фашисту в хвост. Немецкий летчик резким разворотом попытался уйти вправо, но на какоето мгновение его машина зависла в воздухе, и Витрук поймал ее в прицел. Меткий удар — и объятый пламенем стервятник рухнул на землю. В карусели боя штурмовикам удалось поджечь еще два «хенкеля». Только сейчас летчик заметил, что ранен: кровь стекала по штурвалу. Правая рука плохо подчинялась, но, напрягая силы, он продолжал атаки. За этот воздушный бой А.Н. Витрук был удостоен звания Героя Советского Союза(…)
Шестого июля 1941 года бой за город Остров достиг своего апогея. Город два раза переходил из рук в руки. За несколько суток сражения на Островском направлении немцы потеряли 140 танков и много живой силы. Но они не считались с потерями и рвались к Ленинграду. Эти дни для боевых летчиков были сверхнапряженными. По воспом
наниям ветеранов, почти все дни июня и июля 1941 года, когда велись бои за Остров, погода стояла ясная и очень жаркая. Вылеты производились беспрерывно с раннего утра и до позднего вечера. Когда самолеты возвращались с боевого задания, их едва успевали заправить и осмотреть, как снова подавалась команда «На вылетЬ
А вот воспоминание стрелкарадиста Ивана Ильича Черевко, который служил в 205 СБАП 41й смешанной авиадивизии: «Мне было 22 года. Воевал с первого дня войны, но недолго, как говорится, каждому свое. На 15й день войны мой самолет (скоростной бомбардировщик) подбили фашисты, я был тяжело ранен и находился на излечении в госпиталях до 30.06.42 г. Вы спрашиваете о впечатлениях. Прошло время, многого не вспомнишь, но город Остров, как сейчас, перед глазами. 456 июля мы летали над ним и рядом. Бомбили танковые и механизированные колонны немцев на шоссе ПсковОстров, наблюдали город. Он мне казался хорошим, преимущественно одноэтажным, аккуратно спланированным. Мне нравились его прямые и чистые улицы, не знаю, прав ли я, но мне кажется, что главные улицы протянуты с юга на север. А вот 7 июля Остров был в сплошном пламени, как раз шли ожесточенные бои.в его районах. Какие еще впечатления? Приятно было наблюдать после того, как удачно сбросил бомбы, как горят фашистские танки, бензовозы и другая немецкая техника на главной артерии движения немцев — ПсковОстров».
Прошли десятки лет, но до сих пор не прекращаются поиски новых данных и сведений о жизни летчиков и их подвиге в островском небе. В этом плане большую работу провела Любовь Гавриловна Рубенис, которая занималась сбором материалов для «Книги Памяти», а также переписывалась с ветеранами и
их семьями. В Островском краеведческом музее также ведётся сбор информации и воспоминаний членов летных экипажей. Директор музея Петр Михайлович Гринчук, будучи еще преподавателем Маньковской школы, организовал поисковую группу. Ею было исследовано более 10 мест предполагаемой гибели летчиков, проведены раскопки, опрошены местные жители. Так, обнаруженные останки у деревни Юшково, по воспоминаниям жителей, принадлежали экипажу бомбардировщика 205го СБАП. После падения самолета у одного из погибших летчиков были найдены документы. Экипаж захоронен в братской могиле вместе с погибшими танкистами в деревне Мыза Городищенского сельсовета. На обелиске указаны имена: Николай Селиванов — летчик, Сергей Молоканов — штурман, Николай Селезнев — стрелокрадист.
Еще одна братская могила находится в Подборовье Шиковского сельсовета. Там захоронены 2 летчика, отдавших жизнь за Родину 8 июля 1941 года. Вот их имена: лейтенант Михалев Иван Ефимович и старшина Морозов Владимир Андреевич. Обелиск установлен комсомольцами г. Даугавпилса.
В деревне Железово Синерецкого сельсовета находится одиночная могила, в которой захоронен неизвестный летчик.
Во время войны авиаторы проявили чудеса мужества и отваги. Настоящие профессионалы, а зачастую и совсем неопытные летчики стремились использовать любую возможность, чтобы сорвать наступление врага. Многие из них отмечены высокими наградами Родины. Другие, неизвестные герои, полегли в островской земле. Вечная им память и благодарность потомков.
Н. Ильич
По материалам краеведческого музея
Работа нашей компании - это малоэтажное строительство домов и коттеджей в Казани.
В дополнение к этой статье, советую прочитать: