Миссии 1 степени.

Рубрика : Островский край.

На территории, соответствующей современному Островскому району, были восстановлены и действовали храмы в деревнях: Михайлов Погост (Кухва) (ц. Михаила Архангела), Елины (ц. Покровская), Дубки (ц. Казанская — служил о. Серафим Молчанов). В деревнях: Гривы, (ц. Спасо-Преображенс-кая), Пустое Коосресен’к.» (ц. Госкресенская) и Гнил-ки (ц. Николая Чудотворца) — приезжал служить островский священник о. Александр Дрябинцев. Во Врев (ц. Николая Чудотворца) из Опочкинского округа приезжал протоиерей о. Георгий Тайлов
Выдающийся миссионерский центр действовал в Выборе. Священники Выбора окормляли восточную часть Островского района. С 1941 г. (возможно с осени) настоятелем выборской Успенской церкви был
о. Роман Берзиныи, выпускник Рижской Духовной семинарии. Перед войной он служил в Покровской церкви в Яунслабаде. В 1947 г. осужден на 10 лет лагерей и 7 лет поражения в правах. Скончался в заключении (?).
Сюда приезжал из Новоржева и о. Иоанн Троицкий. В Выборе, видимо с 1941 г., служил о. Иаков Начис из Риги, выпускник Рижской духовной семинарии. Арестован в 1945 г. Осркден на 10 лет лагерей, но удавалось служить и в лагере. С 1955 г. в ссылке в с. Кочпон, служил. В 1960 г. вернулся в Латвию. Скончался 7.11.1991.
С начала 1942 г. вместе с ним в качестве псаломщика и преподавателя Закона Божия подвизался его младший брат Леонид (ныне Архимандрит Кирилл). Перед войной — учитель в Салиенской школе Иллук-стского уезда (Латвия). В 1950 г. осужден на лагеря. В 1955 г. освобожден по амнистии. В 1956 г. поступил в Ленинградскую Духовную семинарию. Реабилитирован в 1957 г. В 1965-1988 гг. священник в храмах Ленинградской епархии. В 1994-1995 гг. наместник Свято-Троицкой Александро-Невской лавры. С 1988 г. духовник С.-Петербургской епархии.
По воспоминаниям о. Кирилла (СПб. ЕВ, вып. 26-27), Успенский храм Выбора был поврежден немецким артиллерийским снарядом при наступлении, но сохранился великолепный иконостас, удалось найти и церковные сосуды. Кладбищенская же Крестовоз-движенская церковь была сильно разорена. Выборс-кая община была активной, её душой была прихожанка Марфа. О. Кирилл вспоминает: «Народ жаждал молиться, жаждал покаяния.. Верующих, церковных людей не так много оставалось.. Но было много человеческой боли… И храмы были переполнены народом: слезы, молитвы, плач… За богослужениями в храме молились истова.. Русские жители составляли общину, и немцы во внутренние дела не вмешивались. Немецкая политика заключалась в том, чтобы русские сами управлялись». Из Выбора их с братом стали приглашать в окрестные деревни и села: «Все дальше и дальше налажи:залаа- церкисиая жизнь. …Ездили мы летом с братом Иаковом из Выбора по окрестным деревням и приходам на велосипедах. Книги, сосуды, облачения — на багажнике». Местные жители восстановили сохранившиеся церкви в Маршавицах, Сигорицах, Владимирце, Воронциюеи приглашали туда братьев.
Жизнь на приходе в Воронцове была небогатой. «Староста из Воронцова сам нас принимал: когда приглашал нас, приезжал на лошади за нами в Выбор, привозил на службу в село, и сам потом отвозил обратно» (СПб. ЕВ, вып. 26-27). С 1943 г. Воронцово стал окормлять о. Иоанн Гаврилов из Казанской церкви Острова.
На службах в Маршавицах, Сигорицах, Владимирце помогал местный житель Василий Тимофеевич Тимофеев — как регент и как псаломщик. «Василий
имел дар Божий петь, потому что он нигде не учился, но церковность у него была полная., и народ к нему тянулся верующий» (из интервью с о. Кириллом). «Экзарх митрополит Сергий предполагал поставить его кандидатом на место священника, благословил его готовиться к принятию священного сана. Уже была назначена хиротония его, когда пришло известие о том, что он убит партизанами…». Шел 1943 г.
В Сигорицах церковным старостой был Георгий, очень благочестивый человек. «Народ его любил, до войны он был председателем колхоза, народ его сам избрал в председатели при советской власти. В годы войны он был старостой села и церковным старостой… И в церковные старосты его люди выбрали» (СПб. ЕВ, вып. 26-27). Староста Георгий приезжал за братьями Начис в Выбор и отвозил их в Сигорицы на слрк-бу. Он тоже был убит партизанами.
Служивший в Острове прот. Алексий Ионов вспоминал, что встреча с партизанами грозила мученической смертью. Был убит возвращавшийся со службы в Псков священник Василий Рушанов. При неясных ?ибсгоягемсгвах отошел к Господу настоятель возрождавшейся Никандровой пустыни игумен о. Андрей Тишко. В Славковичах погиб о. Василий Голубев (из интервью с о. Кириллом). Угрожали расправой о. Георгию Таилову.
Это неудивительно. Как свидетельствуют авторы недавно вышедшей в серии «Псковская историческая библиотека» книги «Шпионы и диверсанты» М.Ю. Литвинов и А.В.Седунов, костяк партизанских отрядов готовился в специалшых военных школах НКВД. Партизанско-диверсионные группы НКВД оставались в немецком тылу при отступлении, либо забрасывались позже. Подпольные межрайонные партийные центры координировали действия партизан и подпольщиков. Это были люди, подчинявшиеся строгой партийной дисциплине.


В дополнение к этой статье, советую прочитать:
  • Храмы ремонтировали наспех сами верующие.
  • Жизнь Беллавиных в Торопце опять же не согласуется с легендой о вещем сне.
  • Богатый опыт миссионерской работы в Латвийской республике
  • ВОЗРОЖДЕНИЕ
  • XX ВЕК. ПОРТРЕТЫ НА ФОНЕ ИСТОРИИ