Мотив любви пронизывает всю содержательную структуру сказки

Рубрика : Сказки Псковской области

Любовь отца и дочери друг другу и готовность пожертвовать собой («плохо тебе за меня страдать») определяют поведение героев и нравственные идеалы сказки.

Эта любовь бескорыстна, за что она и вознаграждена. Ореховая веточка воплощает в себе условие счастья, без которого жизнь дочери не может состояться («мне ничего не надо»). Это не платье, это что-то особенное, заветное. Став средством испытания для дочери, ореховая веточка делает ее счастливой в браке с прекрасным молодцем, которым оборачивается медведь.

В записанной Аксаковым сказке аленький цветочек является символом чего-то прекрасного, необходимого душе, что связано с особыми усилиями и с мечтой, его не должно быть «краше на белом свете». Аленький цветочек, который заказывает младшая дочка, который ищет отец, который девушка прижимает к сердцу и целует, таинственно связан с чудищем. Он не цветок только — в нем воплощена красота человеческой души.

Мотив любви пронизывает всю содержательную структуру сказки Аксакова «Аленький цветочек». Прежде всего это любовь отца. Она определена тем, что он вдовец и что больше любить ему было некого, а младшая дочь к тому же и самая любимая. Купец скучает по дочерям в своих странствиях, рад хотя б увидеть их во сне и готов лучше приготовиться к смерти по долгу христианскому , чем неволить их отправиться к чудищу.

Образ чудища также заключает в себе тему любви. И это не только условие разрушить колдовство. Чудище и само проявляет способность нежно, деликатно и преданно любить, оно предупреждает все желания младшей дочери, бережет ее душевный покой, боясь показать свое лицо противное, свое тело безобразное. Это любовь-дружба, пронизанная доверием: «Я зачем тебе мое позволенье? Золотперстень мой у тебя лежит, надень его направый мизинец и очутишься в дому у батюшки родимого. Оставайся у него, пот не соскучишься, а и только я скажу тебе: коли ты ровно через три дня и три ночи не воротишься, то не будет меня на белом свете, и умру я тою же минутою, по той причине, что люблю тебя больше, чем самого себя, и жить без тебя не могу»} В сравнении с медведем из «Ореховой веточки» мы видим полное отсутствие эгоизма, хотя и в том, и в другом случае присутствие девицы является условием снятия заклятья. Но очень важное различие и в том, что в «Аленьком цветочке» победить колдовство может только любовь, нр испугавшаяся внешнего безобразия, а разглядевшая прекрасную душу. Ровно тридцать лет жил молодой принц в образе чудища безобразного, и одиннадцать девиц было в его дворце, но ни одна не полюбила его за ласку и угождения, за душу добрую. Однако ведь чудище не умирало прежде смертью безвременною. Почему же теперь ему не перенести разлуки с девушкой? Чудище полюбило. И ему не все равно, кого любить: ведь купеческая дочь покорила его доброе сердце своею добротой, благодарностью, кротостью, деликатностью. Любовь чудища не может вынести крушения надежды не на расколдование, а на взаимность. Страшный образ чудища — «руки кривые, на руках когти звериные, ноги лошадиные, спереди — сзади горбы великие верблюжие, весь мохнатый от верха до низу, изо рта торчали кабаньи клыки, нос крючком, как у беркута» — трогательно контрастирует с изображением мертвого зверя, не дождавшегося возвращения девушки:«.. .лесной зверь, чудо морское, лежит на пригорке, обхватив аленышй цветочек своими лапами безобразными». С одной стороны, особенно подчеркивается несоответствие между внешним видом и сущностью, а, с другой стороны, — связь цветка с доброй и преданной душой заколдованного царевича. Сказка показывает, как неслучайно встречаются для счастливой любви близкие, родственные души с одинаковыми представлениями о нравственных ценностях. Эта любовь неотделима от доверия, от уважения к чувствам друг друга, от терпения в испытаниях чувства.


В дополнение к этой статье, советую прочитать:
  • Сравнительный анализ вариантов сказки
  • Сравнительный анализ вариантов сказки помогает школьникам обнаружить полноту нравственного народного идеала
  • Любовь отца и дочери друг другу и готовность пожертвовать собой
  • Труднее дается испытание безобразным видом чудища
  • В соответствии с фольклорным законом сказка следует за героем