Напряжение возрастает
Плохие сны снились князю Малу. Но особенно зловещий оттенок этим снам придаёт то, что в Древней Руси гробы изготовлялись в виде небольшой лодки -это можно видеть на миниатюрах знаменитой Радзивиллов-ской летописи.
И ладьи в этих снах — чужие. Это не «моно-ксилы» — однодеревки славян, которые в особом просмали-вании не нуждались, а дощатые составные ладьи, скреплявшиеся железными ладейными заклёпками, конопатившиеся и смолившиеся, чтобы не пропустить воду в швах. Такие ладьи составляли скандинавскую, а не славянскую традицию кораблестроения. И эти корабли часто могли видеть древляне на киевской пристани в Почайне. Особенно, во время похода Игоря на греков в 944 году, когда вместе со скандинавскими наёмниками под Киевом оказались «ске-дии суть от рода варяжска».
Чужой погребальный обряд был уготован князю Малу и его сподвижникам по этим снам. Так оно и оказалось.
Итак, в Киев было отправлено второе, более представительное посольство из людей «… больших, еже землю держат их», то есть, либо бояр, либо князей отдельным племён. Летопись предполагает, что второе посольство ничего не знало о судьбе первого. Но даже, если и знало, то надо учитывать, что ставка в политической игре древлянского князя была чрезвычайно велика, поскольку женившись на вдове Игоря, он становился верховным правителем всей Русской земли и подвластных ей территорий. Судьбой первого посольства он мог и пренебречь, тем более, что перед этим Ольга послала к древлянам предложение прислать лучших мужей. Однако, проще предположить, что дружина, по приказу, перекрыла все границы и никакие сведения из Киева к Малу поступить не могли в принципе. Расстояние между Ис-коростенем и Киевом 146 вёрст -155 км, есть где перекрыть. Между прочим, информированная Иоакимовская летопись это и имеет в виду: «Тогда же немедля постави Ольга крепкие заставы, чтоб древлянам никто ведомости дать не мог, а к древлянам послала людей надёжных …» с предложением прислать второе, более представительное посольство, то есть, вести дело всерьёз.
Напряжение возрастает, летописное повествование идёт по нарастающей линии. Можно было бы ожидать, что и второму посольству должна быть оказана ещё более высокая «честь» в погребальном обряде, эквивалентном рангу послов. Однако, это посольство просто сожгли в бане. И это была вторая месть Ольги. Радзивилловская летопись отмечает, что «Древляном же пришедшим, и повеле Олга мовьню строити…» То есть для этой цели была сооружена новая постройка.
Сожжения такого рода, отчасти похожие на ритуальные, известны по скандинавским сагам. Так, в «Саге об Иг-лингах» упомянуто, что конунг Ингъяльд сжёг шесть местных шведских конунгов также в специально построенных для этого палатах. Сигрид Гордая расправляется со своими женихами, сжигая их в доме и устроив для них предварительно пир — об этом рассказывается в «Хаймскрингле». В «Саге о Вига-Стюре», Стюр заманивает в баню двух людей, которых хочет погубить, а затем их там сжигает.
Известна датская народная песня о том, как датская королева София в XII веке сожгла в бане свою соперницу. Жестокие языческие времена, жестокие нравы … И кажется, что соответствие летописи очень велико. Но в летописи есть одна дополнительная существенная деталь. По тексту летописи, когда баню с послами заперли, Ольга лично повелела зажечь её от двери. Могли бы и со всех сторон сразу… Но подобные детали определяют лицо погребального обряда. А здесь перед .нами явный репликат погребального обряда, по статусу выше первого, когда послов в ладье или в ладьях сбросили в яму с углями. Обряд сожжения в это время в языческих странах был определяющим. Сжигали, как видим, и в палатах. Но вот чтобы во время погребального обряда зажигали от двери… Возможно, здесь подражание какому-то редкому, узко распространённому обряду. И вот теперь, в поисках возможных соответствий, я возвращаюсь на легендарную родину княгини Ольги.
В дополнение к этой статье, советую прочитать: