НАШЕ НАСЛЕДИЕ

Рубрика : Островский край.

Около трех десятилетий назад на страницах газеты «По ленинскому пути» (старое название «Островских вестей») прошла серия публикаций А. Экка. Их автор, архитектор по профессии, немало потрудился на ниве островского краеведния и внес в него неоценимый вклад, он оставил уникальные материалы, которые в той или иной степени вошли во все последующие разработки по истории Острова. Сегодня никто уже не ворошит подшивки многолетней давности, а пожелтевшие от времени вырезки из газет со статьями Альберта Экка хранятся разве что в краеведческом музее да у коголибо из горожан. А потому предлагаемая публикация стнет для многих маленьким открытием.
А Экк, архитектор
Островские керамиды
Едва ли не самой главной достопримечательностью древнего Острова являются знаменитые керамиды, украшающие церковную главу Никольского собора. Это небольшие зелёные керамические плитки с рельефными изображениями, относящиеся ко времени соорркения собора, то есть к XVI веку.

image41119791
В XVI веке в Пскове и его пригородах ведётся крупное строительство военнооборонительных, гражданских и культовых сооружений. В это время Псков направляет в разные концы России множество мастеров, оставаясь проводником передовых
методов и техники в строительстве. В церковных сооружениях Псков сохраняет форму одноглавой церкви с четырьмя внутренними столбами. Строятся и бесстопные церкви с перевешивающимися арками. В декоративную обработку фасадов церквей, наряду с традиционными кирпичными трёхчастными поясами, вводятся керамические пояса из поливных плит. Такие керамические пояса с надписями«летописями» о построении церкви украшали главки церквей и обычно завершались поливными плитамикокошниками. Нередко керамическое убранство церквей завершалось поливной черепицей на маковицах церковных глав. Замечательным образцом керамического убранства древних псковских церквей являются остатки керамического пояса Островского Никольского собора, выполненного в 1543 году.
Керамический пояс Никольского собора состоит из надписи«летописи», выполненный из крупных плит с зелёными глазурованными буквами превосходного рисунка. Надпись обрамлена муравлёными валами. Сохранилась она не полностью, но ещё в начале века можно было прочитать следующее: «Храм Николы сооружён при Великом Князе Иване Васильевиче в 1542 году Старосте церковным Ларвоне Левонтеев да Михаила Кузмин Кюрила Григорьев сын Иван сес.сове…». Над надписью находился сплошной пояс из небольших глазурованных плит. Все плиты одного размера (25×36 см) и имеют одинаковые рельефные изображения. На этих плитах, покрытых зелёной глазурью, рельефно изображена арка на витых колонках, над которой возвышается пятиглавый храм, обрамлённый орнаментом. Дубовые ветви орнамента образуют завитки, в которые вписаны реальные и фантастические животные и птицы. В верхних углах каждой плиты помещены пёс Цербер и двуглавый орёл. Разгадать смысл изображённого на плитах очень трудно, но детали его характерны для псковского декоративного искусства XVI века и, надо полагать, были хорошо понятны древним островичам. Бот эти великолепно оформленные и обожжённые рельефные плитки, покрытые зелёной глазурью, и называются керамидами.


В дополнение к этой статье, советую прочитать:
  • Островские керамиды
  • Довмонтова крепость
  • КАРТИНЫ ИЗ ИСТОРИИ НОВОГО ВРЕМЕНИ.
  • Археологическое наследие Псковской земли
  • Храмы ремонтировали наспех сами верующие.