Настоящим событием в театральной жизни Пскова был приезд весной 1920 года Ф. И. Шаляпина

Рубрика : Псков революционный и советский

В начале 20-х годов здесь имелись два театра: Коммунальный (в помещении Народного дома) и Летний в дачном поселке Корытово.

Перед театром стояла задача знакомить народные массы с произведениями русских и мировых классиков. На сцене с успехом шли пьесы Островского, Гоголя, Чехова, Горького, а также Мольера, Шиллера, Шекспира. Наряду с пьесами этих авторов театры показывали современные пьесы революционного содержания. Например, в Коммунальном театре шли пьесы Зотова «Люди огня и железа» и Карпова «Зарево».

В апреле 1919 года перед псковичами выступил известный эстонский скрипач Эдуард Сырмус. Незадолго до этого он был выслан из Англии за исполнение революционных произведений. Концерт Сырмуса прошел с большим успехом. Второй раз Сырмус выступал в Пскове при необычных обстоятельствах. Он принимал непосредственное участие в освобождении Пскова от белогвардейцев в конце августа 1919 года. Одетый в солдатскую шинель, скрипач с большим чувством исполнял произведения Чайковского, Шопена, революционные песни.

Настоящим событием в театральной жизни Пскова был приезд весной 1920 года Ф. И. Шаляпина. 21 и 23 мая он выступал с концертами в Коммунальном театре. Псковичи восторженно аплодировали великому артисту, который, как отмечал рецензент, был растроган сердечной встречей.

В конце 1927 года в Пскове организовался самодеятельный театр рабочей молодежи (ТРАМ) в составе 40 человек. Репертуар ТРАМа отличался актуальностью. Здесь ставились такие пьесы, как «Шторм» Билль-Белоцерковского, «Разлом» Лавренева и другие. Постановки театра пользовались успехом у зрителей.

Первый спектакль «Полководец Суворов» посмотрели 60 тысяч зрителей. Во время гастролей театра в Ленинграде в начале 1940 года этот спектакль получил высокую оценку.

В предвоенные годы артисты театра осуществили постановки таких пьес, как «Человек с ружьем», «Фельдмаршал Кутузов», «Дети солнца».

На сцене театра имени А. С. Пушкина выступали самодеятельные коллективы: «Гдовская старина», ансамбли гусляров, псковской песни и другие, проводились городские и окружные олимпиады художественной самодеятельности.

Псковичи имели возможность познакомиться с искусством ленинградских и московских артистов, приезжавших на гастроли в Псков.

 

С середины 20-х годов в Пскове начал распространяться и самый массовый вид искусства — кино. В городе работали три кинотеатра: «Коммуна», «Металлист», «Республика». Наибольшим успехом у зрителей пользовались историко-революционные и антирелигиозные фильмы. Псковская киносекция производила съемку достопримечательностей Пскова и окрестностей. Отснятые кадры демонстрировались перед кинофильмами.

В Пскове происходили съемки первых фильмов известного советского режиссера Ф. М. Эрмлера: «Дети бури».

«Парижский сапожник», «Крестьяне». Фильм «Крестьяне» снимался летом 1934 года. Прообразами его героев послужили крестьяне Псковщины. Одну из главных ролей исполняла Е. П. Корчагина-Александровская, хорошо известная псковичам по своим многочисленным выступлениям в псковском театре.

В 1938 году в Пскове проводился кинофестиваль лучших советских фильмов. Псковичи посмотрели такие фильмы, как «Ленин в Октябре», «Человек с ружьем», «Депутат Балтики», «Тринадцать» и многие другие. Во время кинофестиваля зрители встречались с режиссерами, принимали участие в обсуждении фильмов. Киноискусство прочно вошло в быт советских людей.


В дополнение к этой статье, советую прочитать:
  • Статистика здесь — единственное живое ядро
  • Отмеченным звездочкой
  • Старожилы Пскова рассказывают легенду
  • Исследовательский материал
  • Для обороны Пскова были мобилизованы все коммунисты города