Находки раннего деревянного оружия на Северо-Западе по линии Псков

Рубрика : Легенды и были о княгине Ольге в Псковской земле

Надо отметить, что в восточнославянской этнографии применение деревянного оружия неизвестно — наши предки устраивали на Масленицу кулачные бои — один на один, или стенка на стенку.

А вот в старой Германии в начале весны происходили бои между сторонниками Зимы и Лета. При этом те, кто был в свите зимы, вооружались снежными глыбами, а сторонники Лета — деревянными мечами, серпами, вилами и так далее. Там же отмечен обычай пускать зажжённые деревянные стрелы. Иными словами, перед нами две совершенно разные устойчивые этнографические традиции. При этом обычай при-

менять деревянное оружие в каких-то обрядах, судя по ранним находкам, появился сначала в Ладоге в уже сформировавшемся виде вместе со скандинавами и позднее распространился во Псков и Новгород. Рукояти деревянных мечей рассчитаны, как правило, на детскую руку, и один из археологов даже предположил, что дети «играли в викингов». Однако, в этнографии известны случаи, когда какой-то обряд, бывший вначале уделом взрослых, исполнялся некоторое время детьми и только после этого выходил из употребления. Как раз изображения на псковском деревянном мече и свидетельствуют в пользу того, что это вещь магическая, культовая, и что «игрой в викингов» применение такого рода деревянного оружия не ограничивалось.

Кроме того, можно ещё добавить, что между изображниями на клинке псковского меча есть различные нарезки в виде параллельных, перекрещивающихся и радиальных линий. Известно, что до позднейшего времени нарезки на стенах деревянных домов имели магический характер.

Найдей был этот меч тоже не на случайном месте, а на развалинах Печки. У многих народов Европы бытовали поверья об очистительной силе печки или очага и о необходимости для того, чтобы очиститься, возлагать на них руки. В этом случае, надо думать, что даже пустая и частично разрушенная печь не утрачивала свои очистительные свойства.

Находки раннего деревянного оружия на Северо-Западе по линии Псков — Новгород — Ладога хорошо соотносятся с многочисленными здесь находками скандинавских вещей в IX — X веках и летописными сведениями о появлении групп скандинавов на Руси. В одном из списков летописи есть даже упоминание о том, что была Новгородская земля от рода словенского, а стала от рода варяжского, потому что вся земля оваряжилась. Судя по применению

слова «варяг» вместо «русс», упоминание не самое раннее, но передаёт традицию и наводит на определённые размышления. Кроме того, антропологические исследования здесь же, на Северо-Западе, показали значительную скандинавскую примесь в русском населении этих земель, то есть, в нас с вами. А этнографические следы такого «оваряжива-ния» встречаются иногда во время ведения археологических раскопок. К числу наиболее ярких находок такого рода принадлежит и псковский деревянный меч.

И вот тут читатель вправе спросить: а знала ли об этом круге мифологических представлений княгиня Ольга? — А как же! Не только знала, но и видела, как всё это применялось на практике.

Заканчивая эту главу, посвященную деревянному мечу, хочу её мечом же и закончить. Я вспоминаю одну современную иллюстрацию в детской книжке с пересказом летописной истории о войне Ольги с древлянами. Княгиня стоит на резном деревянном крыльце, а в руках у неё меч ножнах. Готовится к походу. И лицо у неё молодое. Думаю, что интуиция не подвела художника — это не 946 год, а — по ситуации — 914-й. Стоит княгиня с мечом, и не Фенрир волк, а древлянские волки воют за горизонтом. Вокруг языческая земля, а зло всё ещё так и не связано …


В дополнение к этой статье, советую прочитать:
  • Крылатый меч
  • Противоречие между сведениями
  • Белые аисты поселились в Псковской области
  • Внешняя Русь — археология, история, топонимика
  • Напряжение возрастает