Не на все вопросы учащиеся смогут найти убедительные ответы

Рубрика : Сказки Псковской области

Да и не в этом их назначение.

Главное состоит в том, чтобы заинтересовать учащихся неординарным образом, побудить к поиску ответов, которые текст сказки содержит в зашифрованном виде. Самые «темные» и «загадочные» слова, действия и поступки героя прокомментирует сам учитель. Но его весомое слово прозвучит лишь после того, как учащиеся под его руководством исчерпают все свои «исследовательские» ресурсы. Коллективная работа, помимо обсуждения домашнего задания, включает целый комплекс дополнительных вопросов, подводящих учащихся к восприятию наукоемкой информации о «мудром безумце»:

Каким вы представляете Иванушку-дурачка? Какие детали внешнего облика героя постоянно воспроизводит волшебная сказка? Найдите их в тексте и попытайтесь прокомментировать.

Какое место занимает Иванушка в семье? Как к нему относятся родственники?

Как ведет себя Иванушка-дурачок в кругу семьи, чем занимается? Что любит и чего не любит делать?

Есть ли какой-нибудь смысл в «безумных» поступках 1ероя?

Почему все волшебные дары покойника-отца достаются §езумцу?

Кто и почему помогает Иванушке-дурачку разгадать грудные задачи, совершить подвиги, добиться успеха во всем?

Какими достоинствами наделяет сказка Иванушку-

дурачка?

Нарисуйте словесную иллюстрацию «Превращение дурака-запечника в прекрасного доброго молодца».

«Умным -дорога, и дуракам-путь не заказан»,-говорит нам устами самого Иванушки-дурачка волшебная сказка. Как вы понимаете эти «дурацкие» слова?

Почему «одураченными» в сказке оказываются «умные» герои, а полцарства, красавица-царевна, благополучие доекпотся Иванушке?

Какие три (сакральное число) определения (из приводимых ниже) вы могли бы использовать для характеристики Иванушки-дурачка: бескорыстный, бесталанный, доверчивый, добрый, глупый, ленивый, ничтожный, наивный, смешной, жалкий, находчивый, предприимчивый, правдивый, жалостливый, простодушный? Мотивируйте свой ответ.

Далее приводим материалы, которые помогут учителю откорректировать, углубить, значительно обогатить представления учащихся о роли и значении образа Иванушки-дурачка в сказке. Нравственно-философские проблемы сущности и видимости, подлинных и мнимых ценностей возникают и разрешаются во многих волшебных сказках в связи с образом Иванушки-дурачка. При этом сам герой как бы и не догадывается о существовании проблемы выбора между правдой и ложью, алчностью и бескорыстием, жалостливостью и жестокостью. Незначимость проблемы выбора в судьбе героя подчеркивает его изначальную высокую сущность, его «избранность». Эта «гениальность» Иванушки-дурачка сродни «гениальности» ребенка, живущего в раннем возрасте по законам естества. Это сходство между ребенком и дураком в свое время поразило JT.H. Толстого. В дневнике 1898 года он писал: «Отчего дети и дурачки поднимаются на такую страшную высоту, выше большинства людей? Оттого, что разум их не извращен ни обманами веры, ни соблазнами, ни грехами. На пути к совершенству у них ничего не стоит».


В дополнение к этой статье, советую прочитать:
  • Незначимость проблемы выбора в судьбе героя
  • Существуют две точки зрения на время возникновения бытовой сказки
  • Основная цель
  • Данные этнографии и фольклора
  • Идея родственности в волшебной сказке