Не опасаясь совершить ошибку
Постоянные признаки, сопутствующие герою: грязь, лень, печь, — восходят к наиболее древней, ритуально-мифологической основе образа.
Отказ умываться и стричься связан с ритуальным требованием, предъявлявшимся к юноше при его подготовке к посвящению. Кроме того, сказка постоянно подчеркивает главную причину грязи Иванушки-дурачка — золу или пепел. Связь дурака с печью имеет глубокие исторические корни. Согласно мифопоэтической традиции, печь — сакральное, священное место в доме. Как вместилище огня и пищи она воплощает идею родового очага, дома, его полноты и благополучия. Иванушка-дурачок чаще всего оказывается не просто на, печи, но рядом с трубой, которая в архаическом сознании соединялась с представлением о возможных контактах с потусторонним миром. Дурак — «запечник», таким образом, оказывается связан с душами предков и мистической «душой» дома, является защитником семьи, хранителем ее традиций.
Древняя «магическая» основа образа «мудрого безумца» еще более очевидно обнаруживает себя в загадочных манипуляциях Ивана обыденными предметами: кольцом, палкой, метлой, топором, кушаком, дудочкой и т. п. Сказка никак не объясняет характер этих «дурацких» действий, но необычайные результаты, которых добивается Иванушка, свидетельствуют о способности героя воздействовать на окружающий его мир. Согласно концепции Ж. Дюмезиля, сказочный герой данного типа воплощает магико-юридическую функцию, связанную с эзотерическими жреческими обязанностями. К сожалению, в исследовательской литературе пока нет работы, в которой было бы проведено последовательное сопоставление «бессмысленного», только на первый взгляд поведения героя с обрядовой магией.
Не опасаясь совершить ошибку, можно предположить, что к «магическим действиям» Ивана-дурачка могут быть отнесены следующие поступки: перетирание пепла, пересыпание золы, игра на дудочке, игра в камешки, постукивание палочкой по могиле, угощение покойника хлебом или куском пирога, прохождение сквозь ухо коня, отрубание пальцев и т. п. Заслуживает внимания и тот факт, что, отправляясь сторожить на могилу отца, Иванушка-дурачок нередко берет с собой бобы или горох, которые использовались у восточных славян в обрядовой практике. Считалось, что стручки бобовых способствуют плодовитости и процветанию хозяйства. Не менее интересна часто повторяющаяся в сказках подробность: перед отъездом на свадебное испытание Иван-дурак берет кошелку и отправляется в лес по грибы. В мифопоэтическом сознании грибы были связаны с потусторонним миром, с возможностью перевоплощения, к тому же обладали свадебной семантикой. И, действительно, в лесу с героем происходит поразительная метаморфоза, он превращается в доброго молодца, после чего едет завоевывать невесту.
Иванушка-дурачок — этот «апофеоз незнания, неумения, неделания», по остроумному наблюдению А. Синявского, как бы воплощает утверждения некоторых величайших мудрецов древности (.Я знаю только то, что я ничего не знаю — Сократ; Умные — не учены, ученые — не умны — Jiao цзы).7 Поведение сказочного дурака имеет несомненное сходство с мистической практикой некоторых религиозных течений (особенно Востока): «Суть этих воззрений заключается в отказе от деятельности контролирующего рассудка, мешающего постижению высшей истины. Эта истина является и открывается человеку сама в тот счастливый момент, когда сознание как бы отключено и душа пребывает в особом состоянии — восприимчивой пассивности».
Таким образом, лень Иванушки-дурачка отнюдь не демонстрация типичных свойств русского народа. Именно эта его черта смущала многих заинтересованных читателей сказок. «Назначение Дурака… наглядно представить, что от человеческого ума, учености, стараний, воли — ничего не зависит. Все это вторичное и не самое главное в жизни».9 А что же тогда главное? Почему «везет дуракам», «дуракам счастье», «Бог дураков любит»? Потому, что Иванушка-дурачок, в отличие от всех «умников» сказки, исполнен необыкновенного доверия к Высшим силам, он открыт их воздействию, согласен исполнять любые поручения, собственной воли у него нет. В то же время Иванушка обладает несомненными нравственными достоинствами, которые компенсируют отсутствие внешнего ума. Дурак простодушен, в его действиях отсутствуют расчет и корысть; он жалостлив и добр, доверчив и правдив. Главное достоинство Иванушки-дурачка — его «золотое сердце», чистая душа. И везет Дураку не потому, что под воздействием высших сил он умнеет, а потому что он остается верен себе.
И. В. Полковникова