Некоторые из зафиксированных экспедициями ПГПИ текстов

Рубрика : Сказки Псковской области

Есть в фонде ФА ПГПИ и такие сказки, сюжеты которых не учтены в СУС.

К таким относятся: Как поп в работники нанялся (№ 102); Про сапожника и его жену (№ 67); Жулик и мужик (№ 82); Как невеста на свадьбе голосила (№ 77); Как цыган и мужик солнце уговаривали (№ 105); «Молотя, моргани!» (Как цыган /мужик огурцы воровал) (№ 103,104).

Есть и такие сказки, сюжеты которых или входящие в них сюжетные мотивы известны лишь по единичным публикациям: Хромоногая уточка (№ 29; СУС — 402А Девушка-уточка)’, Про Ивана и Марью (№ 54; СУС — 883А Оклеветанная золовка)-, Как баба свинью замуж отдала (№ 83; СУС — 1540А Парень выпрашивает у хозяйки свинью себе в жены)’, Кто первый рассердится (№ 61; СУС -1016 «Почисти лошадь»)-, Барин и работник (№ 62; СУС -1002 Убытки хозяину)-, Сказка про волка (№ 12; СУС -162А Дед, баба и волк).

Некоторые из зафиксированных экспедициями ПГПИ текстов, в сопоставлении с уже известными публикациями, быть может, позволят в будущем внести определённые уточнения в СУС. Так, записанный в Пустошкинском р-не текст Коза-Рогоза (№ 17) близок пермской сказке Козонька, впервые опубликованной в «Пермских губернских ведомостях» в 1863 г.

и включенной позднее в сборник Д.К. Зеленина «Великорусские сказки Пермской губернии», недавно переизданный (СПб., 1997, № 79. С. 315 — 316). И в той, и в другой сказках нет обычного для сюжетного типа СУС 212 Коза луплена продолжения, когда коза убегает в лес, отнимает дом у зайца, разные животные пытаются ему помочь, но выгнать козу не могут; выгоняет козу петух. Пермская сказка трагична по своему содержанию: по наговору козоньки, которую будто бы плохо пасли, дед поочередно избивает до смерти сына, дочь и свою старуху, а убедившись в обмане, убивает козу и сам-от пошел да с горя-то на осине и задавился. Пустошкинская сказка — более мягкий вариант: оклеветанные Козой-Рогозой бабка и внучка терпят жестокие побои, но все остаются живы, а дед, узнав правду, расправляется с козой. Следует признать, что и пермская, опубликованная в 1863 г., и пустошкинская, записанная спустя 136 лет, сказки являются сюжетно завершенными, не требующими продолжения текстами, глубокими по мысли (недоверие к близким людям и доверчивость к наговорам всякого рода (.(.козонек»-недоброжелателей ведут к беде, к разладу и даже к трагедии), и, скорее всего, представляют собою не «осколки» сказки сюжетного типа СУС 212 Коза луплена, а самостоятельный сюжет.

Своеобразный отпечаток на сказку накладывают условия ее бытования: время, место, социальная и фольклорная среда, функция, которую выполняет сказка, аудитория, к которой она обращена, и, конечно, личность сказочника.

orkestr_chipollino

В наше время сказка воспринимается прежде всего как жанр, предназначенный для детей. По нашим материалам, сказка обычно передавалась от старших (бабушки, дедушки, матери, отца) детям, чаще от бабушки. Так, сказка Волк и дед со старушкой (№ 13, СУС 163 Пение волка), записанная от Антонины Егоровны Алексеевой в д. Паново, Опочецкого р-на, как это следует из комментария Т.М. Голер, дочери Антонины Егоровны, относится к первым детским сказкам, которые слышал крестьянский ребенок в раннем детстве от своей бабушки. Именно бабушка пестовала детишек в крестьянской семье; она и располагала репертуаром песенок, потешек, сказок, кстати, прекрасно приспособленных для развития памяти ребенка. Несмотря на жутковатую, казалось бы, историю (неотвязный волк съедает всех, избушка остается пустой), сказка воспринимается как веселая игра, и ребенок (сказка рассказывалась в присутствии внучки А.Е. Алексеевой) весело смеется, чему мы были свидетелями, вполне разделяя настроение маленькой слушательницы. Смеется и сама исполнительница. Весь интерес сказки заключается в бесконечном повторении песенки волка, органично включенной в нехитрый сюжет, состоящий из повторяющейся ситуации: ненасытный волк требует очередной подачки. Тескт быстро и легко запоминается, ребенок включается в игру, с удовольствием каждый раз подхватывая скандируемую на нескольких нотах песенку вол^а и приплясывая под нее.


В дополнение к этой статье, советую прочитать:
  • Сравнительный анализ вариантов сказки
  • Сравнительный анализ вариантов сказки помогает школьникам обнаружить полноту нравственного народного идеала
  • Как влияет народная волшебная сказка на культуру детства
  • Сказки одного сюжетного типа
  • Хвост вытащит — нос запрёт!