ОБУЧАЮТСЯ В ДОМЕ ОТЦА…

Рубрика : Колыбель опального патриарха

Многие испытания, выпавшие на долю предков патриарха Тихона, произошли оттого, что они «нарушали» определенные моралью и законом правила.

А отец святителя Тихона прошел свой земной путь по гладкой дорожке, без особых потрясений Об этом свидетельствуют многочисленные рукописные документы, в которых отражены поощрения и награды. Может Иван Тимофеевич Беллавин был сдержаннее и мудрее своих предков, и потому и судьба к нему была более благосклонна? Факты показывают, что он обладал завидным терпением. В селе Харитоново о. Иоанн чувствовал себя неуютно, так как занял место запившего священника, и просил перевести его в погост Клин. Однако и это место было не столь выгодное как по доходам, так и по географическому положению. Церковь во имя Воскресения Христова относилась к низкому, шестому, классу; располагалась на неплодородных, безлесных холмах, вблизи не было ни речки, ни озера, ни даже ручья. Погост находился от духовной консистории в 300, от духовного правления в 35, от местного благочинного в 40 верстах. Храм, построенный в 1733 году, совсем обветшал. Правда за семь лет до приезда сюда о. Иоанна была сделана пристройка (во имя святителя Николая Чудотворца) помещиком «гвардии поручиком Александром Юреневым», но и придел, как и главный храм, числился холодным, т.е. не отапливался. В зимнее время в большие морозы во время богослужения, которое длилось около трех, а в праздники и
до шести часов в день, священнослужителям было нелегко, и от них требовалось немало терпения

76453
В погосте Клин по штату положено было трое служителей священник, дьячок и пономарь Все они жили в «собственных деревянных домах» и пользовались церковной землей усадебной, пашенной сенокосной и «неудобной в болотах», где заготавливались дрова О бедном положении священнослужителей говорит такая запись «сею землею владеют сами, руги ни от кого не получают» Расшифровать эту запись можно так священнослужителям приходилось самим выполнять все крестьянские работы без наемной силы, «руга»это подаяния прихожан деньгами, хлебом и другими припасами Клинское место считалось невыгодным еще и потому, что здесь не бы\о состоятельных и щедрых прихожан Сами помещики здесь не жили, а в 32 деревнях, принадлежавших Юреневым, Болотниковым, Тулубеевым, Лавровым, ГоленищевымКутузовым, обитали их крепостные крестьяне На территории погоста, кроме священнослужителей, приютились «казенные крестьяне», 6 дворов, и еще в разных деревнях «отставные солдаты с женами и детьми», около 40 душ От таких малоимущих прихожан вознаграждений за требы крещение, венчание, отпеваниеждать не приходилось, и священнослужители могли надеяться только на себя В народных пословицах обычно отражена правда жизни, и к клинскому батюшке можно применить присказку «Какой поп, такой и приход» Ежегодно об отце патриарха и его семье проверяющие делали такие записи
«поведения скромного, благонравного». Подстать священнику были и дьячок и пономарь. Дьячок Иван Николаевич Карзов закончил высшее отделение Торопецкого духовного училища, у него была жена Вера и трое детей. Пономарь Василий Григорьевич Черепнин переехал в Клин по своему и священника согласию. И дьячок, и пономарь постоянно отмечались «за хорошее поведение».
Клинские священнослужители, несмотря на скудность земли, получали неплохие урожаи «озимою и ярового хлеба», сена, овощей. Из документов духовной консистории выяснилось, что поощрялись священники, которые вели усердно и грамотно свое усадебное хозяйство и распространяли среди прихожан прогрессивные методы по раз ведению породистого скота, делились семенами высокоурожайных сортов зерна.


В дополнение к этой статье, советую прочитать:
  • Петр Алексеевич Малиновский, священнический сын
  • Клинское место
  • Архивные находки
  • РОДОВОЕ ГНЕЗДО БОРКИ
  • В последние годы в Борках