Ольга даровала местным жителям большие льготы.

Рубрика : Во времена княгини Ольги

Возможно, что речь здесь идёт о древнем языческом поклонном камне с выемкой, действительно напоминающей сиденье.

На эту выемку язычники клали жертвоприношения. Такие жертвенные камни известны на территории Литвы. Затем, так же, как это произошло в Выбутах, христианская традиция освятила этот камень и включила его в число святынь, связываемых с именем княгини Ольги.

Местные легенды сообщают, что Ольга даровала местным жителям большие льготы. В преданиях упоминаются также имена князя Владимира и его дяди Добрыни. Сейчас на месте храма в Ольгином Кресте установлен и освящён семиметровый металлический поклонный крест.

Расположена ольгинская топонимика неравномерно: из всех 47 используемых мной топонимов и микротопонимов на карте Псковской области (Илл. 21,29) большая часть сосредоточена в районе Выбут — 19 пунктов, затем идёт псковский узел этой топонимики — 7 пунктов, и затем уже по реке Нарове — более разреженный — нарвский, насчитывающий 10 топонимов. Всего вместе с течением Наровы — 57 пунктов. Три скопления ольгинской топонимики, как я уже показал, в разное время обладали свойством продуктивности, самовоспроизводства названий, что определялось живущей традицией. Летопись под 947 годом упоминает, что оль-гинских топонимов по всей русской и новгородской

b_299.jpg

землям очень много, но конкретно она называет только сани (или сени?) Ольги в Плескове, которые ещё существовали во времена летописца. Затем при случайных обстоятельствах упоминается под 1394 годом Оль-гина Гора и затем в 1585 — 1587 годах — Ольгин Крест на Нарове. Два очага — псковский и нарвский — перестают быть продуктивными где-то к XIX веку, а третий, вы-бутский, продуктивен и поныне. В связи с таким своеобразным поведением ольгинских топонимлов, встаёт естественный вопрос о том, какой могла быть ольгинс-кая топонимика во время жизни самой княгини Ольги. Летопись перечисляет традиционно сохранившиеся к летописному времени ольгинские ловища, знаменья, места, погосты. Сёла же могли носить — и в ряде случаев носили — какие-то другие названия; в качестве отъимён-ного упомянуто только село Ольжичи близ Киева. Сюда же относится принадлежавшая Ольге весь Будутина. Точно так же, любые названия могли носить установленные Ольгой на севере погосты; предание сохранило на Луге название одного из них — Сабле или Ольгин Погост. Иными словами, в раннее летописное время явно преобладала микротопонимика — были известны широко распространённые названия урочищ, отражавших владельческую принадлежность тех или иных угодий княжеской администации и частных владельцев, тогда как населённые пункты носили старые традиционные названия. То есть, если что-то и уцелело из оль-гинской топонимики X века, то это будут названия типа Ольгины Слуды, Ольгины Ворота и т.д. Так, Ольгина Гора 1394 года — явно микротопоним. Но всё же, несмотря на все оговорки и граничные условия, ольгинская топонимика и предания о Святой Равноапостольной Княгине Ольге, с ней связанные, являются той живой ниточкой, которая — прямо или опосредованно — связывает нас через столетия со сложным и драматическим

временем образования и становления раннего русского государства — со временем княгини Ольги.


В дополнение к этой статье, советую прочитать:
  • Кн. Ольга и её отношение к Псковской стране
  • Когда и как крестилась княгиня Ольга
  • Ольга — скандинавка
  • Изборск, река Нарова и другие ольгинские места
  • Что мы знаем о княгине Ольге?