Ольга мыслила и действовала как скандинавка

Рубрика : Легенды и были о княгине Ольге в Псковской земле

На кургане Игоря последовала тризна — специальное поминовение, как было принято в то время.

После тризны, по повелению Ольги, было убито пять тысяч древлян. И это была третья месть Ольги. Ничего невероятного в этом нет. В 782 году, по распоряжению христианского государя Карла Великого, в Верденском лесу было убито 4,5 тысячи пленных саксов, после чего восстания в землях этого мятежного воинственного племени прекратились. И никто не возмутился. Это же были язычники. А жизни враждебных язычников ничего не значили для этого государя. Кстати сказать, после 946 года восстаний в земле древлян тоже больше не было. Они предпочитали платить «дань тяжку», наложенную на них Ольгой, но ни в коем случае не восставать.

Таким образом, в эпизодах древлянской мести Ольга мыслила и действовала как скандинавка — подобная месть через формы погребального обряда хорошо описана в «Саге о Гисли». В общем, это подтверждает вышеприведённое сообщение рукописных Миней о том, что и отец, и мать Ольги были «от языка Варяжска», и что она происходила из района Выбут.

5

Теперь ещё одна небольшая ремарка по поводу второй древлянской войны в связи с верованиями руссов -соотечественников княгини Ольги. Думаю, что это может пролить дополнительный свет на роль и место киевской княгини в тех действах, которые можно назвать «Три мести княгини Ольги», о которых я писал выше.

Мысль о том, что месть Ольги древлянам была в значительной мере сакрализована, то есть носила характер своего рода «священной войны»,- эта мысль, кажется возражений не вызывает. Однако, первопричины самой жестокой и кровавой войны киевского правительства со своими соседями, приведшей к массовым жертвам, — эти первопричины нуждаются в некотором уточнении и разъяснении.

Ибн-Русте, арабский автор IX века, писал о руссах на войне: «Мечи у них сулеймановы. И если как-либо их племя (род) поднимается (против кого-либо), то вступаются они все. И нет (тогда) между ними розни, но выступают единодушно на врага, пока его не победят».

В реалиях второй древлянской войны такие известные историки как Б.А. Рыбаков и И.Я. Фроянов отмечали государственно-ритуальный характер убийства древлян, не обязательно связанный только с местью княгини. Вообще, место это в летописи — одно из самых тёмных. Однако, некоторые проблески появляются, если учесть одну существенную деталь в письменных источниках, а именно, верования самих руссов в судьбу убитого воина в загробном мире. Другой арабский автор, Ибн-Миска-вейх, сообщает о походе руссов в Бердаа на Кавказе в 943

944 годах. Он пишет о безуспешных попытках арабов взять пленного: «Они старались получить хотя бы одного пленного из них, но не было к нему подступа, ибо не сдавался ни один из них». Загнанные в угол, руссы предпочитали кончать самоубийством. То же самое представление, только более подробно, было зафиксировано Львом Диаконом во время пребывания войск Святослава на территории Болгарии: «О тавроскифах рассказывают ещё и то, что они вплоть до нынешних времён никогда не сдаются врагам даже побеждённые, В 945 году был пленён древлянами и погиб от их рук позорной смертью не кто-нибудь другой, а сам князь Игорь

Каталог коттеджных поселков на новорижском шоссе www.ydacha.ru.


В дополнение к этой статье, советую прочитать:
  • Конфликт между Игорем и его дружиной
  • На обратном пути с Каспия домой
  • Именно шесть лет были минимальным сроком для формирования боеспособного войска
  • На родине княгини Ольги: от Пскова до Устья
  • Ольга пошла в древлянскую землю на встречу с князем Малом