Ольга пошла в древлянскую землю на встречу с князем Малом

Рубрика : Во времена княгини Ольги

Ологиягард — это буквально « укрепление Ологии», то есть, город Ологии.

Ология — это почти точно переданное имя Алогия — имя жены князя Владимира в бытность его в Новгороде. Имя Ология — это никак не Ольга. Татищев нашёл интересное упоминание, но истолковал его по-своему, тем более, что формальные основания у него были — ольгинская топонимика на территории Изборска есть. Вероятно, имена Ольги и Ологии — Алогии могли быть связаны с территорией Изборска в связи с последовательным вхождением этого города в домен великих княгинь.

39735007_rus4

В 946 году Ольга пошла в древлянскую землю на встречу с князем Малом с небольшой собственной дружиной, взяв только 200 человек и сообщила древлянам, что за ней движется дружина её мужа. Вот здесь летопись совершенно обыденно, как бы между прочим, и сообщает, что и у князя и у княгини были свои дружины. С Ольгой были только «отроки», то есть, младшие дружинники, но и этой дружины вполне хватило на то, чтобы иссечь по приказу княгини 5000 упившившихся древлян, что говорит о хорошей подготовке воинов и очень жёсткой дисциплине в личной ольгиной дружине. Эти же дружинники собирали и дань в подвластных княгине землях.

Вполне возможно, что и погосты, и дани, и оброки она устанавливала именно на этих подвластных ей землях, и идолов затем могла свергать там же. Напомню, что после победы над древлянами одна треть дани с этого крупнейшего племени шла в ольгин град Вышгород. Существенно, что после всех этих безобразий на древлян наложили «дань тяжку». Так что, платили они уже не «По чёрне куне от дыма», а поболее. Летописец Переяславля Суздальского даже сообщает сколько: «… по две куне чръных, по две веверици, и скоры и мёд». Веверицы — это белки, скоры — шкуры. Княгине было на что содержать свою дружину. Архангелогородский летописец добавляет, что две трети дани шли к Святославу, а третью он дал своей матери. Ещё один намёк летописи на то, что в 946 году Святослав был уже вполне взрослым человеком, а также и на то, что, следовательно, в 947 году Ольга наводила порядок , в первую очередь, в своих собственных владениях, где Святославу делать было нечего. Вполне возможно, что и та треть дани, которую получала княгиня Ольга с древлян, шла к ней в Вышгород не с древлянской земли вообще, а с какой-то конкретной области этой земли. Дело в том, что на территории бывших племенных владений древлян в середине XIX века были зафиксированы и ольгинская топонимика, и предания о княгине Ольге. В районе Искоростеня знали место Ольгиной Церкви, Ольгины Купальни и Зеркала Ольги на реке Уше. Далее за Овручем и к Житомиру Ольгиными назывались многие колодези, из которых она пила воду, урочища, где

она останавливалась и камни, положенные в тех местах, где она молилась. Летопись утверждает, что вначале «…иде Олга по Деревстей земли с сыном своим , урокы уставляющи и суть становища ея и ловища и до сего дни. И прииде в Киев и пребыв лето едино и устави погосты, поиде к Новугороду…» Не появился ли у неё и здесь, в древлянской земле, после 946 года, земельный домен, подобный тому, что она имела на севере? И домен этот подобным же образом мог маркироваться ольгинской топонимикой, связанной с преданиями. А почему бы и нет? — Vae victis ! — Горе побеждённым !

А то, что касается удивительного для средневековья равноправия в скандинавском обществе между женщиной — хозяйкой и воином — мужчиной, так наглядно отражённого на княжеском уровне в описании дружин князя и княгини, то оно, это равноправие, согласно скандинавской мифологии соблюдалось и в мире богов: только половину убитых в бою получал верховный бог Один в свои чертоги — в Валгаллу, а другая половина шла в чертоги богини Фрейи — в Сессрумнир … В конце концов, равенство, так равенство !


В дополнение к этой статье, советую прочитать:
  • На родине княгини Ольги: от Пскова до Устья
  • Окружение княгини Ольги
  • Княгиня Ольга посетила Константинополь
  • Конфликт между Игорем и его дружиной
  • Кн. Ольга и её отношение к Псковской стране