Ольга повелела
Здесь, в районе выбутских порогов, где так много оль-гинской топонимики и преданий об Ольге, между деревнями Ерусалимкая и Еро-шиха в 1878 и 1912 годах были раскопаны 8 крупных сопок, в 7 из которых, были найдены установленные в верхних частях насыпей погребальные камеры, сложенные из брёвен и плах, в которых производилось сожжение умершего на месте через специальное топочное отверстие (Илл. 24).
А это очень напоминает ту самую деталь погребального обряда для участников второго посольства, когда Ольга повелела зажечь «от дверий». Честь послам снова была оказана, и снова это была «честь» через эквивалентный их социальному статусу погребальный обряд соответствующего ранга. Но если это так, то «по обратному отсчёту», «большие, еже землю держат их», «лучшие мужи», «нарочитые», «бояре» — вот ранг выбут-ских сопок.
По размерам обожжённые выбутские камеры вполне укладываются в диапазоны длины и шиины камер крупнейшего в Швеции могильника эпохи викингов — Бирки. В ерусалимских и ерошихинских сопках это 1 — 1,6 х 2 — 2,3 м, тогда как в Бирке это 1,5 — 1,8 х 3,75 — 3,39 м; однако, при этом чёткой границы между просто гробами и камерами в Бирке не наблюдается. Однако, умерших в Бирке в камерах не сжигали. Камера со следами применения огня найдена в могильнике Плакун в Старой Ладоге. И располагалась она так же, как ерошихинско-ерусалимс-кие камеры, на вершине насыпи. Погребение это датировано X веком. Аналогии такому погребальному обряду -в камерах и с применением огня — найдены, как я уже отмечал, в Южной Дании — там, откуда происходили известный Рёрик/Рюрик и его дружина. И есть предположение, что один из дружинников Рюрика и был захоронен в пла-кунской камере.
Вещи из ерошихинско-ерусалимских сопок датируются X веком, возможно, первой его половиной. Найденный в 1878 году горшок с зигзагообразным орнаментом близок к одному из горшков, служившему погребальной урной, из языческого могильника во Пскове близ пединститута, а приземистый горшок из раскопок
1912 года аналогичен горшку из кургана 1 группы Нюбиничи в Приладожье, где в погребении была найдена скандинавская трёхлепестковая фибула. Встречается такая керамика и во Пскове X века. Железные трубочки для трута с продольным отверстием известны как в псковском могильнике, так и в курганах Ярославского Поволжья, где в погребениях также есть скандинавские вещи. Остальные вещи — ножи, бронзовые спирали-на-косники, кольцевидная железная пряжка и треугольная накладка с орнаментом в виде пальметки — имеют широкую датировку (Илл. 25). Для датировки этих сопок существенно и то обстоятельство, что рядом с одной из них в 1912 году было найдено селище — остатки деревни эпохи Ранней Руси. Здесь, на обрывистом берегу Великой, В.Н. Крейтон в слое с лепной керамикой, в том числе и ладожского типа, нашёл несколько вещей: железную обломанную пряжку, оплавленную бусину синего стекла и заготовку для иглы кольцевидной фибулы-застёжки (Илл. 26). Такие фибулы применяли мужчины-скандинавы для закрепления на плече плаща-накидки. Этот комплекс находок датируется первой половиной X века, то есть, временем княгини Ольги. Очевидно, что к этому же времени должна относиться хотя бы часть близлежащих сопок с их своеобразным погребальным обрядом.
Таким образом, будучи в Киеве, княгиня Ольга вполне могла воспроизвести одну из черт ритуала выбутских сопок во время мести второму древлянскому посольству. Если это действительно погребения рода Ольги, то следы происхождения её родственников, её родителей «от рода варяжска», ведут туда же, откуда происходил Рюрик с дружиной — в южную Данию. А социальный ранг выбутских сопок я описал немного выше. Так что, по всем данным, отнюдь не от «простых человек» происходила великая киевская княгиня.
Но вернёмся в грозный 946 год. После уничтожения обоих посольств, Ольга с небольшой дружиной отправилась в древлянскую землю. По летописи, до этого времени князь Мал и его племя ничего не знали о судьбе послов.
Василии панов об автоматизации автопарков.